Фикрет Садыхов: Шуша. Верю, что навсегда!
Профессор Западно-Каспийского университета Фикрет Садыхов написал специально для 1news.az статью, посвященную освобождению родной Шуши.
Представляем материал вниманию читателей.
Бесконечно рад, горд и счастлив тем, что моя Шуша наконец свободна.
И дело не только в том, что это - родина моих предков и место, где погребены представители нашей династии.
Шуша - это колыбель азербайджанской музыкальной культуры, духовный центр Азербайджана, город, население которого всегда отличалось стойкостью и мужеством, отражая атаки врагов и достойно отстаивающего свою целостность.
Возведенный создателем и первым правителем Карабахского ханства Панахали ханом этот город-крепость всегда умел себя защитить и отличался гордой неприступностью и способностью давать отпор тем, кто пытался его завоевать.
Сложившаяся здесь Шушинская школа мугама прославилась не только в регионе, но и на всем Ближнем Востоке.
А поэзия жившего и творившего здесь азербайджанского поэта, визиря Карабахского ханства Моллы Панаха Вагифа оказала большое влияние на развитие азербайджанской литературы и музыкального искусства.
Наш народ гордится тем, что эта земля подарила миру великих Хуршидбану Натаван, Джаббара Гаръягдыоглу, Меджида Бейбутова, Узеира Гаджибейли, Бюль Бюля, Сеида Шушинского, Хана Шушинского, Лятифа Керимова и многих других выдающихся личностей.
В Шуше родился, жил и творил азербайджанский художник, музыковед и общественный деятель Мир Мохсун Навваб, внесший огромный вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Известно и то, что он принимал участие в росписи Шушинской мечети Говхарага.
Шуша всегда была объектом непомерных вожделений и ничем необоснованных притязаний наших армянских соседей. Ее во все времена пытались покорить, переименовать, а в последние годы и полностью арменизировать.
Массовые убийства азербайджанцев в Шуше, разрушения и поджоги их домов начались еще в 1905 году. Дашнаки в Нагорном Карабахе и Зангезуре продемонстрировали свою сущность и после провозглашения АДР, в 1918 году, отказываясь признавать власть независимого государства. Их реакцией стало методичное выживание и погромы азербайджанского населения Шуши и Шушинского уезда.
Убийства сопровождались погромами, грабежами, хищением имущества, поджогами домов и построек - азербайджанцы были вынуждены покинуть свои дома. Среди них была и семья моего деда и бабушки - коренных шушинцев.
На фото: Члены семьи Фикрета Садыхова, Шуша, 1920-е годы.
На фото: Фикрет Садыхов вместе с членами семьи, Шуша, Джыдыр дюзю, 1958 год.
На фото: Фикрет Садыхов в редакции 1news.az, 2019 год
В советские времена Шуша стала одним из крупных курортных и туристических центров.
Здесь работали предприятия, фабрики, были построены санатории и дома отдыха.
А в 1977 году постановлением Совета министров республики Шуша была объявлена городом-заповедником. Именно тогда, в начале 80-х, на могиле поэта и государственного деятеля XIII века Моллы Панаха Вагифа был воздвигнут мавзолей, в открытии которого принимал участие руководивший в тот период республикой общенациональный лидер нашего народа Гейдар Алиев.
В феврале 1988 года, в силу своих служебных обязанностей, мне пришлось побывать в Карабахе. То, что я увидел, меня потрясло. Ханкенди бурлил. Масса людей, одурманенная призывами местных кукловодов-сепаратистов, требовала выхода из состава Азербайджана. Горящие глаза и бескомпромиссные требования их предводителей-радикалов повергли меня в шоковое состояние. Все ждали приезда в регион представителей центра. Ими стали кандидат в члены Политбюро ЦК Демичев и секретарь ЦК КПСС Разумовский. У азербайджанцев еще теплилась надежда на справедливость.
Но после начала работы партийного актива и мне, и всем остальным присутствовавшим из Баку, все стало ясно. Выступавшие с трибуны, не получая должного отпора от высокопоставленных гостей, открыто заявляли о своих территориальных притязаниях.
На фото: митинг сепаратистов в Нагорном Карабахе
А одна из выступавших - ткачиха из «Каршелкомбината», обращаясь к президиуму, выразила полное недоумение в связи с приездом гостей, припомнив неоднократные встречи в Москве, где им открыто и недвусмысленно заявляли от имени М. Горбачева, что вопрос уже решен в их пользу. «Чего же хотят сегодня московские гости?» - недоумевала она.
Это был тот самый момент, когда я понял, что центр уже принял окончательное решение, а все остальное напоминало шум за сценой из театральной постановки.
Забыть то стрессовое состояние, в котором пребывал весь Азербайджан после захвата Шуши в мае 1992 года, невозможно. Штурм Шуши произошел в то время, когда тогдашний президент Армении Левон Тер-Петросян встречался в Тегеране с действующим в то время руководителем Азербайджана Ягубом Мамедовым. Некоторые зарубежные эксперты до сих пор пытаются оправдать Тер-Петросяна, мотивируя тем, что он якобы не знал о планах захвата Шуши. Но все эти мифы и сказки не стоят и ломаного гроша. Напомню, что геноцид азербайджанцев в Ходжалы в 1992 году произошел именно в период президентства Тер-Петросяна, из которого пытаются иногда слепить образ миротворца.
Долгие годы сепаратисты были уверены в том, что им ничто не грозит и что оккупация Шуши и других азербайджанских районов вечна. Они подписывали не имеющие юридической силы «соглашения» с зарубежными городами, околачивались в коридорах официальных учреждений, вымаливая, чтобы их признали, устанавливали памятники террористам, организовывали на нашей земле различные сборища, называя их «кинофестивалями». Сюда обещали переместить так называемый «парламент» никем не признанного марионеточного образования, а премьер Армении, опьяненный по всей видимости, кизиловой водкой, лихо отплясывал на Джыдыр дюзю – этой сокровищнице Шуши.
Сколько же лицемерия и изворотливости пришлось увидеть нам за все эти годы со стороны ведущих политических сил, наслаждавшихся, видимо, существующим положением и ублажающих нас пустопорожними обещаниями. Да и сейчас в парламенте Франции предлагают признать не существующую «республику». Складывается впечатление, что некоторые зарубежные политики находятся в некоей прострации и потеряли остатки разума.
И тем не менее, наша победа убедительна и необратима. Выражаю огромную признательность главе нашего государства, Верховному Главнокомандующему Ильхаму Алиеву, благодаря дипломатическому мастерству и стратегическому мышлению которого мы вернулись на свои земли.
Слава нашим доблестным героическим воинам, не пожалевшим сил и отдавшим свои жизни за это!
Они сделали самый ценный подарок всему нашему народу, и мне - в канун 75-летия! Рассчитывать на большее невозможно.
Хребет сепаратизма сломлен. Шуша и все захваченные земли снова наши, снова азербайджанские. Верю, что навсегда!
1news.az