Эльчин Шихлинский о необходимости реформ в медиа: Местные СМИ практически не отвечают на актуальные вопросы | 1news.az | Новости
Интервью

Эльчин Шихлинский о необходимости реформ в медиа: Местные СМИ практически не отвечают на актуальные вопросы

12:40 - 20 / 01 / 2021
Эльчин Шихлинский о необходимости реформ в медиа: Местные СМИ практически не отвечают на актуальные вопросы

Как мы уже сообщали, 12 января Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал Указ об углублении реформ в сфере медиа в Азербайджане. Согласно Указу, создано юридическое лицо публичного права «Агентство развития медиа Азербайджана».

О том, каковы ожидания профессионалов отечественных СМИ в связи с появлением «Агентства развития медиа Азербайджана», мы поговорили с председателем Союза журналистов Азербайджана, главным редактором газеты «Зеркало» Эльчином Шихлинским.

- Эльчин муаллим, тот факт, что сфера медиа нуждается в реформах, неоспорим. На Ваш взгляд, с каких изменений необходимо начать?

- Думаю, изменения уже начались - была учреждена новая структура под названием «Агентство развития медиа Азербайджана», у которой весьма обширные функции и полномочия, практически на уровне министерства.

В этом много положительных моментов, но я знаю, что есть и то, что уже вызывает критику со стороны медиа-экспертов и юристов от медиа. Ссылаясь на то, что Азербайджан подписал статью 10 Европейской конвенции о правах человека, критикующие утверждают, что сам факт создания Агентства противоречит этой статье, потому что якобы предполагает ограничения свободы прессы.

Возможно, они правы в своих доводах, но проблема в том, что мы довели ситуацию с прессой до такого состояния, что сейчас без вмешательства со стороны государства просто не обойтись. Ошибки необходимо исправлять. А допущены они были бывшими ответственными руководителями, которые отвечали за работу со СМИ. Увы, но под «мудрым» в кавычках руководством Али Гасанова азербайджанскую прессу удалось уничтожить. И сейчас просто не осталось практически ни одной медиа-структуры, которая могла бы сама, без посторонней помощи или финансовых вливаний самостоятельно обеспечивать свое существование. А это недопустимо.

- Действительно, критикующие создание Агентства опасаются цензуры или карательных мер против СМИ.

- Я всегда был и остаюсь противником цензуры. Однако важно помнить, что существует Этический кодекс журналиста, принятый еще в советское время и повторно принятый в первые годы независимости Азербайджана Союзом журналистов, а затем – при создании Совета прессы. Этот Кодекс был принят после долгих обсуждений, и сегодня он тоже существует. Другое дело, соблюдают ли его.

Поэтому речь, скорее всего, идет о том, чтобы это обеспечить. В случае же нарушения этого Кодекса нужно применять меры, но не уголовные, а административные, воспитательные.

Проблема сегодня еще и в том, что в то время, как удалось практически убить профессиональную качественную прессу - я говорю не только о газетах, но в целом о СМИ, - все большую популярность обретают социальные сети и платформы. Однако созданы они не нами, соответственно, управлять ими или запрещать их мы не можем. Да, можно применять технические ограничения, однако их можно обойти при желании.

И решать эту проблему невозможно, да и не нужно запретами, важно понять, почему так происходит, что интернет-каналы стали популярнее существующих СМИ. Скажем, есть интернет-каналы, вещающие из-за рубежа, на которых наши бывшие граждане публикуют либо транслируют весьма острые критические материалы. Да, порой они необъективны и даже несправедливы, но, тем не менее, эти интернет-каналы имеют огромную аудиторию. И причина такой их популярности в том, что, если в обществе есть недовольство чем-либо, люди хотят получить ответы на вопросы. А местные СМИ их не практически не дают.  

Безусловно, сегодня, благодаря победе в Отечественной войне, у большинства населения Азербайджана положительные ожидания от будущего. Но ситуация со СМИ оставалась удручающей, и поэтому необходимо было ее менять. И одним из первых и важных шагов, я считаю, стало создание новой структуры - Агентства развития медиа Азербайджана.

Безусловно, пока рано говорить что-либо конкретное, многое будет обсуждаться. К примеру, готовится новый Закон о медиа, который в течение двух месяцев должен быть представлен на рассмотрение в Милли Меджлис. Так что, думаю, месяца через три-четыре, имея на руках юридическую базу, Агентство сможет начать полноценно работать. Я лишь надеюсь, что при принятии нового Закона о медиа профессиональным журналистам будет дана возможность принять участие в его обсуждении и при необходимости внести какие-либо коррективы.

Но есть еще одна причина критики новой структуры, она состоит в том, что Агентство будет иметь возможность заниматься бизнес-деятельностью. Но, во-первых, это не противоречит законодательству Азербайджана, а во-вторых, я считаю этот момент как раз плюсом, а не минусом. Потому что возможность заниматься бизнесом позволит Агентству пополнять свой бюджет не за счет государства, а самостоятельно. Главное, чтобы это было прозрачно и заработанные средства расходовались во благо журналистов.

Допустим, я как председатель Союза журналистов в свое время пытался внедрить страхование журналистов, но это предполагало работу со страховыми компаниями, которые оставляли неиспользованную часть собранных средств у себя. Если же создать, к примеру, собственный страховой фонд, то эти же средства можно использовать самостоятельно на те или иные нужды.

Так что, полагаю, что критика критикой, но создание Агентства – это необходимость, потому что нужно считаться с реальностью и отталкиваться от нее же. Самое главное, на мой взгляд, чтобы эта новая структура создала условия для того, чтобы медиа-структуры могли сами себя обеспечивать. Безусловно, этого невозможно добиться за год или два, но это возможно в перспективе.

- Эльчин муаллим, Вы упомянули популярность соцсетей и то, что они могут составить конкуренцию ведущим СМИ и медиа-ресурсам. Можно пытаться с этим спорить, но это – та самая реальность, от которой надо отталкиваться. Хотя порой, выигрывая в оперативности, соцсети могут проигрывать в объективности и даже в достоверности информации. Как же сегодня газетам или информагентствам, а также другим медиа-ресурсам выживать в сложившихся реалиях?

- Готового рецепта по выживанию у меня нет. Но думаю, что главное, чтобы люди верили ресурсу. Того, кто обманывает - будь то блогер или телеграм-канал, будут продолжать читать или слушать лишь до определенного момента.
Думаю, надо просто делать свое дело, и делать его качественно. Надо подавать информацию так, чтобы у читателей или зрителей не возникало необходимости дополнять или перепроверять ее из дополнительных источников.

Кстати, об источниках. Любой грамотный журналист, прочитавший либо услышавший где-либо какую-либо новость, всегда задастся вопросом - кто ее автор, кто источник? Надо сделать так, чтобы таким же вопросом задавались и читатели. Кстати, в уставе Агентства есть пункт о том, что надо повышать медийную грамотность людей. Безусловно, это задача сложная, если не сказать нереальная. Но, тем не менее, надо попытаться, возможно, внушая эту истину гражданам, начиная со школьной скамьи. Но результаты этих благих намерений будут заметны в далеком будущем. Пока же надо, повторю, делать свою работу качественно и по возможности оперативно.

Правда, порой это весьма непросто, учитывая, что по закону об информации госструктуры в нашей стране имеют право ответить на поставленные вопросы в течение месяца. И это необходимо менять, нужно заново строить институт пресс-служб. У нас их руководители большей частью занимают свою должность не ради того, чтобы делиться информацией, а чтобы ее скрывать. Хотя есть хорошая поговорка: если хочешь спрятаться – встань под фонарем. Другими словами, вместо того чтобы скрывать информацию, изолируясь от журналистов и отказываясь отвечать на вопросы общественности, лучше сразу же дать свой собственный комментарий по поводу того или иного события. Потому что первой запоминается информация, а не ее источник.

Поэтому думаю, что на должность главы пресс-службы людей должны назначать не руководители той или иной структуры, а, как бы по-большевистски это ни звучало, «сверху». Тогда в их задачу не будет входить защита интересов предприятия во что бы то ни стало.

- Одним из направлений деятельности Агентства развития медиа Азербайджана будет повышение квалификации журналистов, в том числе благодаря их участию в различных тренингах. На Ваш взгляд, смогут ли полученные, к примеру, на тренинге в каком-либо зарубежном издании знания сочетаться с нашей реальностью?

- Смогут, если будут созданы условия для самостоятельной и финансово независимой прессы и для справедливой конкуренции. Да, это кажется сложно осуществимым, но ведь это все у нас было!

Кроме того, необходимо, на мой взгляд, чтобы финансирование партийных или ведомственных изданий не шло, как это было во время существования Фонда поддержки СМИ, из государственного бюджета, это - задача того министерства, той партии или госструктуры, которая учредила это издание. Помощь нужна тем медиа, которые действительно имеют цель быть независимыми. Но речь о помощи, а не о финансировании на постоянной основе, потому что одним из главных моментов является создание условий для финансовой независимости медиа.

Я убежден, что Агентство развития медиа Азербайджана должно выступать в роли арбитра, а не в роли цензора или руководителя. Я не раз говорил, что работать надо не со СМИ, а с информацией.

- Финансовая независимость медиа – это прекрасно, но она сразу не достигается. А зарабатывать журналисты – особенно, как ни странно, молодые и неопытные, хотят много и сразу. Не имея возможности сделать это на рабочем месте, многие либо уходят в коммерческие издания, либо пополняют ряды тех самых «рэкетиров», которые существенно уронили имидж современного журналиста.

- К сожалению, это правда: журналист, который еще толком писать не умеет, при приеме на работу интересуется размером зарплаты, а не тем, достойна ли его работа публикации.

Трагичность нынешней ситуации в том, что многие «чинуши» учреждают какие-то издания, где имеют возможность платить журналистам хорошие деньги, но при условии подачи последними только выгодной этим же чинушам информации. Но выход есть – в прозрачности источников дохода того или иного медиа.

Что касается «рэкетиров», они приходят к тем, кто и сам дает взятки, и это не проблема журналистики, это проблема общества и конкретных личностей.

Но я уверен: если можно будет создать конкурентоспособную среду, все эти «недоиздания» просто отомрут, исчезнут. Главное в том, как и кто будет реализовывать новые реформы.

Хочу сказать, что все зависит от того, как новое Агентство будет работать, какие цели ставить и как их реализовывать. Как бы высокопарно это ни звучало, нужно работать грамотно и во благо профессии.

Как человек, уже умудренный жизненным опытом, я далек от завышенных ожиданий чего-либо, какой-то манны небесной. Сложившаяся ситуация требует выхода, и в данном случае он предложен. Потому что по отдельности мы просто не в состоянии справиться.

А поскольку нам предложили вариант ее решения, думаю, очень многое будет зависеть от реакции профессиональной журналистской среды. Если мы хотим сохранить профессию и качественную журналистику, надо не брюзжать, а подставить плечо. И не ради Агентства или кого-то, а ради себя самих и своих же интересов.

К слову, я приглашал на передачу, которую веду на Общественном телевидении, Ахмеда Исмайлова, назначенного исполнительного директора Агентства. И могу сказать, что он произвел на меня впечатление грамотного человека, открытого к конструктивным предложениям и советам.

Натали Александрова

Поделиться:
3133

Последние новости

Все новости

1news TV