«Россия манипулирует конфликтом в Карабахе» − Для чего Госдеп пытается рассорить Баку с Москвой?
Госдепартамент США утверждает, что Россия, возможно, стремится сохранить конфликтную ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, а не урегулировать ее.
Такую точку зрения изложил зампомощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джордж Кент.
«Я ожидаю роста неудовлетворенности азербайджанских властей тем, что российские миротворцы, как представляется, остаются на долгосрочную перспективу в Нагорном Карабахе», − сказал он, фактически обвинив Москву в затягивании окончательного урегулирования ситуации.
По непонятной логике сравнив ситуацию в Азербайджане с ситуацией в Грузии в 1998 году, Кент сделал вывод, что «Россия манипулирует конфликтом [в Карабахе] для получения собственной выгоды и без стремления в действительности урегулировать проблему и позволить странам [Армении и Азербайджану] двигаться вперед».
В речи представителя Госдепартамента содержатся и некоторые другие неоднозначные выпады в сторону Москвы, которая, по словам Джорджа Кента, не дождалась Минской группы и начала действовать самостоятельно… Он рассуждает о якобы продолжении нагорно-карабахского конфликта и угрозе безопасности в регионе, а также говорит о «вызовах, стоящих перед Минской группой ОБСЕ».
Читая о восприятии Джорджем Кентом тех кардинальных перемен, которые произошли на Южном Кавказе за последние полгода, а также о стремлении США помочь, первым делом напрашивается вопрос: а где были США и Минская группа все неполные 30 лет, что длилась армянская оккупация? Видимо, этого времени было недостаточно, чтобы проявить инициативу.
Не секрет, что в Азербайджане сопредседателей Минской группы ОБСЕ в народе давно именовали «политическими туристами», поскольку бесполезность их миссии была очевидна для всех.
О неспособности посредников Минской группы добиться от Армении как страны-агрессора соблюдения международных документов высокого уровня неоднократно говорил Президент Азербайджана Ильхам Алиев. В частности, на встрече с сопредседателями в Баку 12 декабря 2020 года:
«К сожалению, Минская группа не сыграла никакой роли в урегулировании конфликта, в то время, как у нее было на это право в течение 28 лет. Последние 17 лет я вел переговоры. Однако, как я говорил во время войны, хотя Минская группа проявляла определенную активность, выдвигая идеи и проявляя творческий подход, это не дало никаких результатов. Азербайджан сам решил этот вопрос».
Говорил не раз Президент и о значимой роли России в урегулировании, объясняя это общей историей и политическим весом России в регионе и в мире.
«В том, что мы вышли на политическое урегулирование, огромная роль президента России Путина, который был в постоянном контакте, особенно 9 ноября, очень активно и эффективно работал, чтобы огонь был прекращен», − сказал Ильхам Алиев уже после окончания войны, выступая на саммите глав государств СНГ.
Для сравнения стоит упомянуть, что другие страны-сопредседатели – США и Франция – в период ведения военных действий в Карабахе показали себя не как нейтральные посредники, а как активные соратники одной из сторон, причем стороны-агрессора.
К примеру, Сенат Франции в ноябре 2020 года принял резолюцию, призывая свое правительство признать независимость сепаратистской «НКР», а в США в октябре группа сенаторов представила проекты резолюций о прекращении военной помощи Азербайджану и Турции в свете боевых действий в Карабахе.
Так что каждый проявил себя в ответственный момент, как мог. Махать же кулаками после драки не имеет смысла и уж тем более сравнивать геополитическую ситуацию в Грузии в 1998 году и в Азербайджане сегодня.
Азербайджан исторически имел дружеские связи с Россией, две страны связывают сотни нитей, как на политическом и экономическом уровне, так и на межчеловеческом. В России живет огромная азербайджанская диаспора, а Русская община в Азербайджане – самое крупное по численности национальное меньшинство.
Что же касается высказываний Джорджа Кента о недовольстве присутствием российских миротворцев в Карабахе, то это является одним из пунктов трехстороннего заявления о прекращении огня, подписанного в том числе и Азербайджаном.
По условиям документа, российская сторона размещает в Карабахе около 2 тысяч миротворцев вместе с военной техникой. Миротворцы будут находиться в регионе пять лет с автоматическим продлением, если какая-либо из сторон не заявит о намерении прекратить эти договоренности.
То есть Госдепу не о чем беспокоиться – соглашением оговорено, что миротворцы присутствуют на территории северной части Карабаха ровно столько, сколько это будет необходимо, ни днем более. И не президент Путин выдвинул условия для прекращения огня, как говорит Джордж Кент, а Азербайджан выдвигал условия как страна-победитель. Именно по требованию Азербайджана в документе был прописан график вывода армянских войск и освобождения Кяльбаджарского, Агдамского и Лачинского районов (за исключением Лачинского коридора).
Еще четыре азербайджанских района, находившихся под оккупацией, – Физули, Джебраил, Зангилан и Губадлы – Азербайджанская Армия освободила в ходе войны, доказав, что военный путь решения нагорно-карабахского конфликта есть. Хотя посредники Минской группы все 28 лет говорили обратное, имитируя переговорный процесс и затягивая статус-кво.
Сегодня более не существует понятия «нагорно-карабахский конфликт» и тех угроз, о которых говорит Джордж Кент. Конфликт решен, решен силами Азербайджанской Армии, которая освободила свои земли от оккупации. Сегодня перед сторонами уже другой вызов – постконфликтный период восстановления, не менее сложный. Восстанавливать нужно не только города, дороги и транспортные связи, но и доверие между людьми, способность жить дальше в мире.
И если США все еще полны решимости оказать какое-то содействие, то вместо заявлений, вносящих смуту в российско-азербайджанское взаимодействие, есть шанс внести дельный вклад, содействуя интеграции армянского населения Карабаха в новую азербайджанскую реальность. Работы здесь – непочатый край.
От редакции 1news.az