Армения в шаге от краха: экономический кризис, долговая яма, пандемия
Экономический и демографический кризисы – не новая тема для Армении, но ситуация приобрела серьезные масштабы после поражения в 44-дневной войне в Карабахе.
Теперь, наряду с внутриполитическими проблемами, экономический кризис, долговая яма, пандемия коронавируса подводят истощенную Армению к крайней черте.
Это признает и политическое руководство страны. Ранее президент Армении Армен Саркисян признался, что после поражения в войне в Карабахе в стране начался глубокий политический, экономический, социальный и психологический кризис.
Но выход из ситуации не предвидится. Другими словами, у Армении нет никакой программы по финансовой подпитке для своего развития.
Есть риск, что экономика Армении скоро окажется на пороге дефолта. С каждым днем увеличивается обслуживание долга - оплата процентов. Это означает, что Армения не сможет взять новый долг, и международные финансовые институты могут взять экономику Армении под свой прямой контроль.
Согласно официальным данным, после прихода к власти Никола Пашиняна государственный долг вырос на 2,3 миллиарда долларов. До конца 2021 года, согласно прогнозам, государственный долг пересечет рубеж и достигнет порога 70% долга ВВП.
По законодательству о государственном долге предел допустимого долга составляет 60%, который на данный момент в Армении уже равен 65-66%. То есть, государственный долг превысил порог, установленный законодательством. Кроме того, 70% долга в иностранной валюте, а это становится рискованным при смене курса валюты. На данный момент у каждого гражданина РА есть реальный долг в размере 2960 долларов США.
Кроме того, стране грозит продовольственный кризис. Продовольственная безопасность, которая является важным показателем здоровья и благополучия населения, находится в Армении на очень низком уровне. Так, 15,3% населения страны страдает от отсутствия продовольственной безопасности, а 6% - от голода, не имея доступа к необходимым продуктам питания. Ограничение доступа к продовольствию привело к закрытию целого ряда крупных торговых магазинов, что заставило правительство увеличить количество запросов на продовольственную поддержку из разных источников.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), импорт продовольствия в Армению составляет 24% от общего экспорта страны. Это - показатель того, насколько продовольственное снабжение страны зависит от импорта. По данным ООН, Армения потребляет 67% зерна и зерновых продуктов, 78% птицы, в среднем 50% всех мясных продуктов, 96% растительных масел и 50% бобовых, которые импортируются из-за рубежа.
Принимая во внимание эти показатели, организация отметила, что продовольственная безопасность Армении находится на низком уровне, а продовольственное обеспечение населения - под серьезным риском.
Наряду с внутриполитическими и экономическими проблемами, в Армении за последние годы сильно усилился демографический кризис.
Согласно миграционной статистике МВД России, которую приводят армянские СМИ, за 3 года - с 2018 по 2020 годы – российское гражданство получили более 80 тысяч армян.
Еще до войны в Иреване проходили акции протеста с требованием открыть закрытую из-за пандемии границу с Россией. Протестующие, преимущественно гастарбайтеры, признавались, что столкнулись на родине с большими социальными проблемами и не в силах долго продержаться без работы в России.
Как сообщалось, число людей, приехавших в Армению до закрытия границ и не сумевших выехать обратно в Россию, на конец августа - начало сентября прошлого года превышало две тысячи. Однако желающих уехать из Армении гораздо больше – как тогда, так и сегодня.
За поиском многими армянскими гражданами лучшей жизни за рубежом стоит страх безработицы. Среди них высок процент юношей призывного возраста, уклоняющихся от службы в армии. Данная проблема сохраняет в Армении актуальность много лет по причине царящей в армии дедовщины и высокого уровня смертности. Армянское военно-политическое руководство неоднократно сталкивалось с протестами солдатских матерей, требующих раскрыть обстоятельства странных смертей своих детей в воинских частях.
Тема экономического и демографического кризиса в Армении привлекла внимание и известного российского издания «Московский комсомолец», посвятившего этому целую статью под названием «Жизнь и зарплаты в Армении: массово бегут работать в Россию».
Издание провело в Армении опрос, в ходе которого сами армяне рассказали о своей жизни и быте. В опубликованном по результатам опроса материале отмечается, что в начале девяностых население Армении составляло около 3,5 миллиона человек, а сейчас оно сократилось до 2,9 миллиона. При этом большая часть людей работает на государство: чиновники, врачи, учителя и так далее. Около 150-200 тысяч трудятся в сельском хозяйстве. «Многие аграрии переживают, что после поражения в войне за Карабах их скотина пропадет, потому что ее негде будет пасти. Раньше они делали это в Карабахе, а теперь эти районы вернулись под контроль Азербайджана… К тому же в Армении все подорожало, кроме мяса», - цитирует издание слова местного жителя Геворга.
«Остальное трудоспособное население Армении подалось в трудовую миграцию. Например, в Ширакской области республики около 70% взрослых мужчин работают в России. Женщины остаются воспитывать детей и смотреть за домом. Семьи воссоединяются всего на два-три месяца зимой, когда гастарбайтеры возвращаются домой отметить Новый год и провести с детьми зимние каникулы. В конце февраля они вновь возвращаются в Россию. Так путешествуют около 500 тысяч армян», - отмечает «МК».
Издание также привлекло внимание к тому, что в стране процветает коррупция. «Только первые несколько месяцев после прихода к власти Никола Пашиняна коррупция пошла на спад. Потом все вернулось на круги своя. Взятки не берут только гаишники… Правда, они вообще ничего не делают – на дорогах бардак. А так взятки берут все: налоговая, таможня, городские власти… В основном деньги берут за так называемое «ускорение» дел, но у нас и в высших эшелонах власти коррупционные скандалы есть», - цитирует издание жителя Иревана Вагана.
Пандемия COVID-19 стала еще одним испытанием для нынешних армянских властей, которое они с треском провалили. Пандемия обнажила, что система здравоохранения страны оказалась абсолютно неприспособленной к ситуации, а власти недееспособны изменить ситуацию в лучшую сторону.
Ранее заместитель директора Национального центра по контролю и профилактике заболеваний Министерства здравоохранения Армении Гаяне Саакян сообщила, что коечный фонд для больных COVID-19 давно уже истощен. «Прямо сейчас в Армении тяжелая ситуация с коронавирусом. Наша система довольно перегружена, коечный фонд на исходе, у нас около 90-процентный рост заболеваемости. А показатель воспроизводства вируса на данный момент составляет 1,2», — сказала Саакян в марте, в разгар пандемии.
Своим мнением о ситуации в Армении поделился с 1news.az глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
«Экономическая ситуация в Армении характеризуется очевидными признаками экономического коллапса. Достаточно сопоставить объемы ВВП и показатели внешнего государственного долга страны. Объем ВВП Армении составляет около $ 13 млрд, а внешний государственный долг – порядка $9 млрд, фактически больше 2/3 ВВП составляет госдолг. Это, конечно, удручающая ситуация.
Экспортные возможности Армении крайне низкие, в основном страна экспортирует медь и ряд сельхозпродукции. В связи с сокращением в мире спроса на медь спрос на экспорт из Армении этой продукции значительно снизился и, соответственно, упали доходы государства.
С другой стороны, на фоне пандемии наблюдается сложная ситуация с занятостью населения в Армении, эпидемиологическая обстановка остается тяжелой. Кроме того, система здравоохранения страны оказалась недееспособной перед приемом тысяч раненых во время боевых действий в Карабахе осенью прошлого года.
В целом, пандемия стала испытанием фактически для всех государств мира, и, к сожалению, это испытание продолжается, унося жизни людей и ставя в неопределенное положение будущее. То, как различные государства справляются с пандемией и ее последствиями, характеризует, конечно, и уровень подготовленности их систем здравоохранения, степень эффективности принимаемых решений, управленческих механизмов.
Если, к примеру, оценивать ситуацию в Азербайджане и Армении, то понятно, что Армения проигрывает по всем показателям. В Азербайджане на борьбу с пандемией были мобилизованы все необходимые материальные, экономические, административные ресурсы, в сжатые сроки было построено несколько больниц модульного типа, завезено необходимое оборудование, тысячи тестов, вакцины. Это наглядно показывает, что в Азербайджане предпринимаются значительно более эффективные усилия по сдерживанию пандемии.
А в Армении ситуация остается плачевной.
Мы и в прежние годы наблюдали серьезные проблемы с решением в Армении социальных и экономических вопросов. Пандемия обнажила эти проблемы, сделав их более явственными.
В целом, в Армении никогда не было никакого долгосрочного планирования - будь это связано с экономическими или с социальными задачами. Это объясняется тем, что ресурсная база страны слаба, то есть, страна просто перебивается из года в год.
И в этой тяжелой во всех сферах ситуации властям Армении остается лишь уповать на международную гуманитарную помощь», - заявил Ильгар Велизаде.