Мария Карапетян из поселка Маштага, сын которой погиб в Карабахе: «Привезите мне хотя бы камешек в память о моем мальчике» - ФОТО
Российское информационное агентство РИА Новости опубликовало большую статью о поездке в Гадрутский район под заголовком «Южные ворота Карабаха».
Наряду с поездкой Гадрут, корреспондент РИА Новости Галия Ибрагимова посетила проживающую в поселке Маштага этническую армянку, которая потеряла сына во время первой Карабахской войны.
Материал привлек наше внимание, и мы решили представить вниманию читателей некоторые выдержки из него.
«В боях за Физули, Ходжавенд и Гадрут в первую Карабахскую погиб мой старший сын Самир. Ему было девятнадцать. Будете в тех краях, привезите мне хотя бы камешек в память о моем мальчике», - попросила перед поездкой в Гадрут корреспондента РИА Новости Мария Алиева, в девичестве Карапетян.
Ей за семьдесят, разговор о сыне дается непросто — держится за ручку кресла: «Самир с детства мечтал быть военным. Прибегал после школы, обнимал меня и говорил: «Мам, вырасту, стану солдатом и буду тебя защищать». Поступил в Нахчыванское военное училище. Его призвали в самое пекло первой Карабахской прямо из армии. Так и погиб».
Мария Алиева-Карапетян
В публикации говорится, что война азербайджанцев и армян за Карабах для Марии Егоровны — личная трагедия. Она армянка, но почти всю жизнь прожила в Баку. Родители переехали в Азербайджан в 1956-м из Алтайского края. В Сибири семья оказалась из-за репрессий.
«Дед оставил огромный дом в Горисе и перевез семью в вечную сибирскую мерзлоту», - рассказывает Мария Алиева-Карапетян.
В Азербайджане до первой Карабахской войны была большая армянская диаспора. Когда дядя Марии позвал ее родителей, те долго не раздумывали.
«Тогда шутили, что Баку второй после Одессы многонациональный город. Кого тут только не было! Азербайджанцы, армяне, лезгины, талыши, русские. На вопрос, какой нации, отвечали — бакинцы», - говорит Мария Алиева-Карапетян.
Замуж Мария Егоровна вышла за азербайджанца.
«Родители мужа всегда говорили, мол, армянская невестка самая красивая и любимая. Ни одного плохого слова от них не слышала. Родила четверых детей», - рассказала она журналисту «РИА Новости».
Мария Алиева-Карапетян с соседями
По-доброму к ней отнеслись и соседи. Мария научилась делать уколы и ставить капельницы. В бакинском поселке Маштага, где они жили с супругом, ее прозвали сестрой милосердия. «В день Маша обегала до сорока домов в округе. Она безотказная — как скорая помощь», — встревает в беседу соседка.
«Мы бок о бок с Марией Егоровной тридцать два года. Она помогала мне нянчить детей. Когда началась война в Карабахе, никто не тыкал пальцем и не упрекал, что она армянка. Для нас она родная», - добавляет другая соседка.
Войну спровоцировали политики, уверена Мария: «Давление поднимается, за таблетки хватаюсь, когда чиновники говорят о генетической несовместимости армян и азербайджанцев. Столько лет были вместе, а теперь гены разные? Отлупила бы, уши надрала бы за такие слова».
Соседи Марии Алиевой-Карапетян
В статье говорится, что во время первой Карабахской войны Алиева-Карапетян опасалась, что окружающие на нее ополчатся.
«Переживала зря. Все, наоборот, оберегали меня. Но я и не пряталась. На войне умирают молодые ребята, а чего мне, старухе, за жизнь держаться! Помогала как могла. Вместе плакали, хоронили детей», - рассказывает она.
В материале подчеркивается, что в Азербайджане до сих пор живут около двадцати тысяч армян. Время от времени Мария видится с армянскими подругами: «Как и я, они вышли замуж за азербайджанцев, так и остались в Баку. Судьбы у всех непростые».
Власти предлагали похоронить ее сына в Аллее героев в центре Баку, но она отказалась. Попросила предать земле поближе к дому, чтобы ходить к нему каждый день.