Низами на мотоцикле, Натаван со стаканчиком кофе: классики в образе современников спровоцировали острые дебаты - ФОТО
Несколько дней назад книжное издательство «Али и Нино» поделилось в социальных сетях результатом своего экспериментального проекта – серией иллюстраций, на которых корифеи азербайджанской литературы изображены в образе наших современников.
Легендарные авторы средневековья – Низами, Хагани, Физули, Насими, а также классики XIX и XX веков – Мирза Алекпер Сабир, Хуршидбану Натаван, Гусейн Джавид – предстают перед нами в джинсах, кедах и рубашках, на велосипеде или самокате, с бумажным стаканчиком кофе в руках.
В посте под фотографиями издательство отмечает, что основная идея проекта – показать, что классика всегда жива, а творчество великих писателей и поэтов прошлого сохранило свою актуальность по сей день.
Автор рисунков представлен как «молодой и талантливый художник», без указания имени.
Эксперимент не остался незамеченным – он спровоцировал острые дебаты между частью аудитории, которая оценила и поддержала такой открытый и смелый подход к литературному наследию, и теми, кто оказался оскорблен осовремененными образами классиков.
В поддержку проекта звучали мнения, что свежий взгляд в искусстве и литературе всегда на пользу, что изображенные на иллюстрациях люди сами олицетворяли прогресс и развитие в своей эпохе, и потому весьма логично показать их в образах передовых людей нашего времени.
Критика же эксперимента заключалась главным образом во мнении, что не подобает изображать столь уважаемых и значимых людей прошлого в образе современного человека, и что они достойны почитания в образах, соответствующих их эпохам. Осовременивание же корифеев лишь оскорбляет их память.
Основатель и руководитель издательства и сети книжных магазинов «Али и Нино» Нигяр Кочарли рассказала в интервью 1news.az о том, как создавался проект, что лежало в его основе и насколько ожидаемым оказался произведенный резонанс, и, в частности, критика.
«Идея подобного эксперимента зрела во мне давно, но мы не могли найти подходящего художника. И вот около полугода назад я совершенно случайно познакомилась с молодой и очень талантливой художницей из Баку, работы которой меня вдохновили», − рассказывает Нигяр Кочарли.
По ее словам, за последние полгода в результате совместного с ней творческого процесса издательством «Али и Нино» было издано несколько книг разных жанров. Среди них и книга «Mənim ilk şerlərim» – детская азербайджанская классика в новом оформлении. Сейчас идет работа над созданием книги «Əlifba».
Параллельно были созданы образы юношей и девушек в азербайджанских национальных костюмах, говорит Нигяр ханум. Эти иллюстрации были широко использованы на различной сопутствующей книжной продукции – открытках, закладках, блокнотах, экосумках и пр.
«Так постепенно мы пришли и к реализации моей давней мечты – созданию галереи портретов классиков азербайджанской литературы в современном облике с целью показать, что их творческое наследие живо, актуально и востребовано сегодня так же, как и много веков назад», − говорит она.
«Показав корифеев былых времен в современных образах – модными, стильными, красивыми, жизнерадостными, – мы также хотели показать, что вокруг нас есть талантливые, гениальные люди, которые живут обычной человеческой жизнью», − добавляет Нигяр ханум.
Однако долгое время уже готовые иллюстрации лежали в ящике, что, по словам Нигяр Кочарли, было обусловлено именно ожидаемой критической реакцией части аудитории. И вот в начале сентября издательство «Али и Нино» поделилось результатами проекта. Как и ожидалось, образы вызвали резонанс.
Нигяр Кочарли говорит, что рада тому, что проект дал старт волне дискуссий и дебатов. «Ведь цель любого арт-проекта – заставить людей задуматься, дать повод для обсуждений», – уверяет она.
«Думаю, что волну критики в адрес нашего проекта можно объяснить тем, что наше общество в целом весьма консервативно, и люди с огромным уважением относятся к корифеям азербайджанской литературы, порой воспринимая их почти как святых. Поэтому иногда даже самые позитивные эксперименты воспринимаются негативно», – говорит Нигяр ханум.
«Мы же хотели показать этих великих талантливых писателей и поэтов именно как обычных людей, какими они и были в свое время. Так же, как и все люди, они любили, дружили, радовались, печалились, у них были удачные дни и не очень, – говорит она. – Своим экспериментом мы попытались модернизировать наше литературное достояние, показать, что это не что-то пыльное и старое, что должно лежать на полке. Оно живое, оно среди нас и должно быть частью нашей повседневной жизни и культуры».
Именно готовность к критике была причиной того, что в посте на «Фейсбуке», в котором издательство поделилось иллюстрациями классиков, имя художника не было указано.
«Вы ведь знаете, насколько ранимы творческие люди. Но сейчас, когда страсти немного улеглись, я могу назвать имя – нашего иллюстратора зовут Екатерина Климова. Страна должна знать своих героев», – говорит Нигяр ханум, отмечая, что работы Екатерины понравились ей тем, что пропитаны теплом, светом и любовью.
Екатерина Климова – молодая художница из Баку, занимается графическим дизайном и иллюстрацией около 10 лет. В 2020-м стала победительницей в конкурсе
Azerbaijan Design Awards в номинации «Иллюстрация».
В беседе с 1news.az она рассказала о своем участии в совместном с «Али и Нино» проекте, о мотивации и сложностях, а также о своем восприятии критики.
«Меня заинтересовала возможность создать нестандартные образы классиков азербайджанской литературы, отойти от привычных образов из учебников, взглянуть на них под непривычным углом. Может, даже заинтересовать более юных читателей таким образом», − говорит она.
«Обычно работа над серией иллюстраций начинается с поиска референсов – изображений, на которые можно опираться в плане цвета, композиции, достоверности, текстуры и т.п., затем происходят отрисовка эскизов и выбор того, который будет в итоге конечной иллюстрацией», − добавляет Екатерина, описывая процесс работы над проектом.
Что касается критики, то художница считает ее неотъемлемой частью любого творческого процесса или производства.
«В данном случае некоторое недовольство никак не повлияло на ощущение от проделанной работы, так как позитивных откликов все же гораздо больше, и суть этого проекта многими была воспринята правильно», − говорит она.