Вдохновляющая история Шахназ Гусейновой: о том, как азербайджанка стала успешным врачом в Германии – ФОТО
Не страшно столкнуться с трудностями по жизни, страшно оставаться в «зоне комфорта» и ничего не менять.
Шахназ Гусейнова – наша соотечественница, которая переехала в Германию и построила успешную карьеру врача-радиолога.
В своем блоге в Instagram она знакомит подписчиков со своей профессиональной деятельностью, рассказывает о нелегком жизненном пути, а также о дискриминации, с которой ей довелось столкнуться до переезда в Германию. Представляем вам ее историю, рассказанную в беседе с 1news.az.
«Одноклассники издевались надо мной из-за происхождения и цвета кожи…»
Мой отец переехал в Россию еще в советское время – после службы в Челябинске он решил остаться в этом городе жить. Именно там я и родилась. Пока отец работал, я оставалась дома с азербайджаноязычной матерью, которая не хотела отдавать меня в детский сад и сама занималась моим воспитанием. Из-за этого я практически не знала русского языка. Родители не уделяли этому вопросу должного внимания, так как думали, что со временем вернутся обратно в Азербайджан.
В школе я столкнулась с дискриминацией в нашем классе. Как вы знаете, дети порой бывают очень жестоки. Мои одноклассники не любили людей кавказского происхождения и плохо ко мне относились, несмотря на то, что я родилась и выросла в России, имела российское гражданство, как и мои родители. Они издевались над моим именем, цветом кожи, постоянно говорили: «Почему не уезжаете в свою страну?» То есть, меня это общество абсолютно не принимало.
Если первые два класса я испытывала сложности с языком, то потом выучила его и стала отличницей. Огромную роль в этом сыграла моя учительница начальных классов. Видя во мне потенциал и желание учиться, она по собственной инициативе занималась со мной после уроков. Как вы знаете, у педагогов зарплаты невысокие, но она даже не брала с меня дополнительную плату. Я всегда буду благодарна этому человеку за все, что она для меня сделала. А еще, благодаря ей я поняла – везде есть и хорошие, и плохие люди, и было бы неправильно судить обо всей нации только по плохому отношению одноклассников.
После окончания девятого класса я пришла к выводу, что хочу переехать либо в Москву, либо на свою родину, в Баку. Я поговорила по душам с папой, и он разрешил мне переехать в Баку. Это был очень трогательный момент, так как я осознала, что папа мне доверяет в то время, как даже мама была против. Так, в 15 лет я покинула родительский дом. В Баку я жила первое время у родственников, а после совершеннолетия стала снимать квартиру.
«Немцы были удивлены, что я в столь молодом возрасте уже стремлюсь работать по профессии…»
После окончания школы я поступила в Азербайджанский медицинский университет. В те годы я начала задумываться о том, что наша медицина находится не на высоком уровне и мечтала получить рабочий опыт в Германии. На третьем курсе института я начала ходить на курсы немецкого в бакинский филиал Института Гете, а на последнем, шестом курсе получила сертификат, подтверждающий мое свободное владение этим языком.
Параллельно я участвовала в различных конкурсах и под конец своего обучения выиграла стипендию на прохождение летней практики в Австрии. В этом конкурсе, проводимом Международной федерацией ассоциаций студентов-медиков, участвовало много стран, которые обменивались студентами-медиками. Моя практика прошла в центральной больнице Вены, после чего я вернулась в Баку.
Все это время я также искала работу в Германии, куда мечтала переехать. Я писала клиникам, ездила на собеседования и в итоге подписала с одной из них контракт.
На тот момент мне было 23 года. То есть, я была очень молодым специалистом по меркам этой страны. Немцы все делают постепенно. По завершении школы они, как правило, ищут себя – путешествуют либо за свой счет, либо по программе «work and travel», знакомятся с миром, пробуют свои силы в разных сферах и только потом принимают решение, на кого учиться. В Азербайджане менталитет совсем другой. У нас принято сразу после 11 класса поступать в вуз. Поэтому немцы были удивлены, что я в столь молодом возрасте уже стремлюсь работать по профессии.
Первое время я жила в очень маленьком городе Эмдене, с населением в 50 тысяч человек. Несмотря на то, что я в совершенстве владею немецким языком, у меня были трудности с пониманием местных жителей из-за их диалекта. Особенно было сложно с пациентами. Проработав около двух лет в этом маленьком городке, я переехала в Ганновер, который был более крупным – его население составляло 500 тысяч человек. Там я тоже проработала около двух лет.
«Я приняла решение сменить специализацию. Лучше поздно, чем никогда…»
Все это время я работала в неврологии. После Ганновера переехала в Берлин, сменив не только город, но и специализацию. Я поняла, что неврология мне не подходит и, несмотря на время и силы, потраченные на эту сферу, решила из нее уйти. Многие удивлялись моему решению, но я считаю, что лучше поздно, чем никогда, иначе потом придется жалеть.
Моему уходу из неврологии способствовали определенные причины. Здесь в некоторых специальностях наблюдается дефицит сотрудников, что приводит к большому количеству дежурств. Поэтому врачи испытывают очень большую нагрузку. Не получалось даже сделать паузу и нормально поесть, настолько много было работы.
Еще одна отличительная черта медицинской сферы в Германии заключается в том, что определенные процедуры делает сам врач и эти обязанности нельзя делегировать медсестрам, например, определенные капельницы. Также здесь большое внимание уделяют документации, которую тоже ведет врач. И это далеко не все его обязанности. Иными словами, здесь очень много бюрократии, которую нельзя делегировать, и в итоге на врача ложится огромная нагрузка.
Все это очень сильно меня утомляло. Хотелось больше времени проводить с пациентами, а не с бумагами. В какой-то момент я поняла, что не получаю желаемого от своей специальности и решила перейти в радиологию.
Я живу в Берлине уже 5 лет. За это время я получила образование в области радиологии и стала заниматься различными сферами диагностики – рентген, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ангиография, маммография. Что касается нагрузки, которая падает на радиологов, она тоже далеко не маленькая. В Германии очень развита телемедицина, то есть, я, работая врачом-радиологом в одной из центральных клиник Берлина, изучала снимки пациентов также из пяти периферийных клиник, в которых не было радиологов, и на основе них делала заключения. Однако меня полностью устраивает моя текущая специальность, так как, по моему мнению, в радиологии больше возможностей заниматься непосредственно медициной.
«Немцы обладают качествами, с которыми у меня всегда ассоциировалось идеальное общество…»
Немцы – очень осторожные люди. Если в некоторых странах могут себе позволить высказать неприязнь в лицо, вплоть до прямых оскорблений, в Германии эта неприязнь выражается более сдержанно. К примеру, некоторые мои коллеги в Эмдене были настроены против иностранцев, но их отношение не выражалось в открытой форме. Опять же, эта дискриминация снова наблюдалась в маленьком городке. Уже в Ганновере у меня был замечательный коллектив. Что же касается Берлина – это настолько интернациональный город, что на каждом шагу слышишь английский и другие языки. Разные нации здесь это норма. Поэтому я абсолютно не чувствую никакой дискриминации.
Как и любая нация, немцы обладают своими характерными чертами. Мне очень нравится их четкость, пунктуальность, ответственность и перфекционизм. Это именно те качества, с которыми у меня всегда ассоциировалось идеальное общество.
Также мне нравится, что в Германии очень хорошо работает система здравоохранения. Здесь все имеют медицинскую страховку. Она, конечно, не дешевая, зато дает людям уверенность в завтрашнем дне. Человек не задается вопросом, как ему оплачивать лечение, если у него обнаружат, допустим, рак. Вне зависимости от того, чем вы заболеете, страна возьмет все расходы на себя и предоставит медицинскую помощь на самом высоком уровне. Кстати говоря, эту страховку имеют также бездомные, находящиеся на соцобеспечении.
Из минусов же я могла бы назвать бюрократию, которой слишком много в этой стране. Здесь буквально на все необходимо получать разрешение и возиться с «бумажками», что очень неудобно. Немцы предпочитают не решать вопросы электронным путем, так как уделяют большое внимание защите персональных данных. Письма для них более надежный метод передачи информации, чем e-mail. Лично меня эта бюрократия очень утомляет, хотелось бы, чтобы процессы были хотя бы немного облегчены.
«В ожидании немецкого гражданства я больше месяца ходила без паспорта…»
У меня никогда не было азербайджанского гражданства. Во время учебы в Баку я задумалась над этим вопросом, но узнала, что для этого мои родители должны отказаться от российского гражданства и принять азербайджанское, только после этого я смогу сделать то же самое. Мои родители продолжали жить в Челябинске, поэтому вопрос отпал сам собой.
В Германии же условия подачи на гражданство для человека, иммигрировавшего по работе, следующие: он должен прожить в этой стране 8 лет, регулярно выплачивая налоги и делая взносы в пенсионный фонд. Если у человека хорошее образование и работа, срок может быть сокращен от 8 до 6 лет, как это произошло в моем случае. Также они проверяют, нет ли у вас крупных финансовых задолженностей и криминального прошлого, и просят отказаться от своего текущего гражданства. Помню, когда я отказалась от российского гражданства и была в ожидании немецкого, то больше месяца ходила без паспорта, чувствуя себя «висящей в воздухе» (улыбается). В целом, весь этот процесс смены гражданства занял у меня полтора года.
В этом году у меня тоже очень интересные перемены. Недавно я приняла решение уйти с работы в клинике и отдохнуть до конца года. Я хочу развивать свой блог в Instagram, нести знания в массы, возможно, открыть YouTube-канал. Буду информировать людей именно по части радиологии. Это довольно узкая и высокооплачиваемая специализация, вследствие чего в нее довольно трудно попасть. Я создам своего рода информационную платформу для тех, кто хочет переехать в Германию и работать в сфере радиологии.
Также я хочу предоставить жителям Азербайджана и других стран СНГ возможность онлайн-консультации с немецкими врачами. Иногда родственники и знакомые из Баку посылают мне заключения местных врачей, с которыми я не всегда согласна, и я подумала, что им было бы полезно услышать альтернативное мнение специалистов из Германии. Так что планов много, буду поэтапно претворять их в жизнь!