Почему кандидаты в президенты Франции ради армян плюют на государственные интересы
Новый виток напряженности возник во взаимоотношениях между Азербайджаном и Францией в последние дни.
Причиной тому стало недавнее незаконное пересечение границ Азербайджана кандидатом в президенты Франции от Республиканской партии, главой региона Иль-де-Франс Валери Пекрес и посещение ею города Ханкенди. Цели и мотивы такого, не побоимся этого слова, криминального поступка кандидата ни для кого не секрет – заработать очки перед крупной и влиятельной армянской диаспорой Франции в преддверии выборов главы Французского государства.
Визит Пекрес совершенно справедливо вызвал недовольство в Азербайджане, что было озвучено Президентом Ильхамом Алиевым: «Они (Пекрес и сопровождавшие ее экс-глава МИД и депутат парламента Франции) тайком поехали туда и приехали, а новость об их визите вышла только после их возвращения. Наверное, они опасались, что мы задержим их в Лачинском коридоре». При этом глава государства подчеркнул, что «если бы мы знали, что они там, мы бы однозначно не позволили им вернуться».
Не понятно почему, но эти слова Президента Азербайджана возмутили Пекрес, как будто она ожидала от него какого-то одобрения или даже поощрения в ответ на нарушение ею суверенных границ Азербайджана и якшание с ошметками армянского сепаратизма в Карабахе. Более того, она получила поддержку официальных властей Франции. Так, высказавшийся накануне по данному поводу глава МИД этой страны Жан-Ив Ле Дриан, словно забыв о понятии международное право, назвал слова Президента Ильхама Алиева неприемлемыми по той причине, что они касаются выборного должностного лица и кандидата в президенты Франции. Будто этот статус освобождает ее от исполнения законных процедур, связанных с пересечением суверенной границы другого государства. Ответ Баку не заставил себя долго ждать.
«Кандидатура Пекрес на пост президента Франции не дает ей привилегии нарушать законы Азербайджана», - заявила официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева. Она напомнила, что при незаконном проникновении иностранных граждан на территорию Азербайджана в отношении них принимаются меры либо в административном порядке, либо в соответствии с Уголовным кодексом страны.
«Если бы гражданин Азербайджана нарушил французское законодательство и незаконно въехал на территорию Франции, в отношении него были бы приняты соответствующие меры», - справедливо подчеркнула представитель МИД АР.
Но тут дело касается армян, ради которых Париж даже готов стерпеть очередной ущерб своей репутации.
Кандидаты в президенты Франции уже на протяжении многих поколений делают реверансы в сторону армян. Так, конкурент Пекрес на предстоящих выборах – откровенный расист, нацист, исламофоб и сексист, одним словом, фрик Эрик Земмур тоже в целях склонить на свою сторону армянских избирателей и иже с ними посетил Армению. Но даже ему хватило ума не соваться в Карабах, воздержаться от столь популистского шага, предпринятого Пекрес, и ограничиться лишь пустословным шоу в Армении. А до этого дела уж очень он охоч и расплачивался за свои радикальные высказывания не раз. Не далее чем в минувший понедельник суд Франции признал Земмура виновным в разжигании ненависти на почве расизма и приговорил к выплате штрафа в размере 10 тыс. евро (по 100 евро в течение 100 дней). По сообщению телеканала France 24, за нарушение сроков выплат он может быть заключен в тюрьму.
В 2020 году Земмур «прославился» заявлением о том, что дети-мигранты являются ворами, убийцами и насильниками, и поэтому их следует отправить обратно. В 2011 году он был оштрафован на 10 тыс. евро за заявление о том, что «большинство наркоторговцев - чернокожие и арабы», а в 2018 году ему нужно было выплатить 3 тыс. евро за комментарии о мусульманском «вторжении» во Францию.
Остро сочувствует «многострадальцам» и лидер ультраправой консервативной националистической партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Возглавляемая ею партия была основана в октябре 1972 года ее отцом Жаном-Мари Ле Пеном и в то время политические обозреватели Советского Союза ее просто и коротко называли фашистской.
Так вот, в бытность 20% азербайджанских земель под армянской оккупацией Марин Ле Пен заявляла, что лучшим решением карабахской проблемы было бы присоединение Карабаха к Армении. А через полгода после поражения Армении в войне она через свой Twitter заявила, что «крайняя твердость в отношении Баку и его защитника Эрдогана является единственным способом остановить эту постоянную угрозу армянам». По ее словам, административные границы бывшего СССР слишком быстро и без всякого переосмысления стали международно признанными, «однако вместо независимости было бы лучше, если бы Армения и Азербайджан пришли к согласию вокруг присоединения Карабаха к Армении».
Вот таков не полный, но красноречивый список претендентов на высший государственный пост в пятой республике, провозгласившей некогда национальным девизом известные слова «свобода, равенство, братство». Горе представителям других наций, религий и рас в случае прихода к власти одного из этих деятелей.
После всего перечисленного возникает один резонный вопрос: 13 мая 2022 года французский народ явится на избирательные участки выбирать президента для себя или для Армении? Выходит, политика 67-миллионной Франции подчинена обслуживанию интересов всего лишь полумиллионной армянской диаспоры страны. Разве не парадокс?
А объяснение этому есть. Чтобы понять причины того, почему власть предержащие французы пресмыкаются перед армянами, поясним, что в этой стране на протяжении прошлого века сформировалась многочисленная и довольно могущественная армянская диаспора. Наряду с тем, что за прошедшее время представители «многострадальной» смогли занять в этой стране неплохие посты в системе государственного управления и законодательной ветви власти, значительных успехов они достигли и в бизнесе. Особо следует отметить, что с годами армянская диаспора сумела прибрать к рукам авторитетные французские СМИ, за счет которых формирует в местном медиапространстве собственную повестку, в том числе направленную против Турции, Азербайджана, «исламизации» Франции. Отсюда и антитурецкий и антиазербайджанский популизм кандидатов в президенты Франции. И кто сделает это лучше, в избирательную кампанию того и вложится армянская диаспора, и за него будут агитировать подконтрольные армянам французские медиа. Разве это не причина для того, чтобы заискивать перед представителями «многострадальной»? Однако при всей своей любви к армянам и всему армянскому французская власть забывает о главном долге – служении своему народу. И здесь прагматизм должен брать верх над чувствами. Идя на поводу у «многострадальцев», Париж умудряется все больше портить отношения с Азербайджаном и Турцией, являющимися ключевыми политическими и экономическими игроками, хозяевами слова в своих регионах. Говоря простыми словами, экономическая и политическая ценность Армении, с одной стороны, и Турции с Азербайджаном - с другой просто несопоставимы.
В Азербайджане всегда знали, что Франция неровно дышит к Армении, но к этому относились спокойно, с пониманием. Баку лишь старался стать для Парижа еще одним другом, стремился к развитию политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества.
Свидетельством этому может служить тот факт, что общенациональный лидер Гейдар Алиев после избрания Президентом 3 октября 1993 года свой первый официальный визит совершил 19-22 декабря 1993 года именно во Францию, так же как и нынешний лидер Ильхам Алиев, который после избрания в октябре 2003 года Президентом Азербайджана совершил первый официальный зарубежный визит в январе 2004 года именно во Францию.
Сегодня в Азербайджане работают 65 французских компаний в областях промышленности, энергетики, торговли, сельского хозяйства.
Фонд Гейдара Алиева в 2007 году осуществил реставрацию двух включенных в Список всемирного наследия памятников, выставленных в парке Версальского дворца в Париже, но пострадавших в результате воздействия времени и климатических условий. Фонд в 2012 году также сыграл значимую роль в создании в парижском музее Лувр новых залов, посвященных исламскому искусству, в которых представлены произведения архитектуры, живописи и другое образцы культурного творчества исламской цивилизации. Также Фондом Гейдара Алиева в 2013 году была оказана помощь в реставрации семи французских церквей, относящихся к X-XII векам, в населенных пунктах Сантийи, Френе-о-Соваж, Сан-Илер ля Жерар, Танвиль, Куржуст, Ревойон и Мал департамента Орн и пяти витражей Страсбургского Кафедрального собора, относящихся к XIV веку.
То есть, Азербайджан свое стремление к дружбе с Францией крепил не одними словами, но и реальными делами. А что взамен?
А взамен французские лидеры и те, кто метит на высший государственный пост в этой стране, в отношениях с Баку и Анкарой разыгрывают армянскую карту как наиболее реальную для обеспечения собственного прихода к власти. Из этого очевидно следует сделать вывод, что вовсе не интересами государства руководствуются они, потворствуя армянам и обостряя отношения с Баку и Анкарой, а сугубо узколичностными меркантильными интересами получения президентского кресла, и армянская диаспора в этой игре – всего лишь хороший инструмент для восхождения на вершину власти.