ДОКТОР НА СВЯЗИ. Вагиф Ягубов: «От альтернативной медицины намного меньше рисков, чем от традиционной» - ФОТО
1news.az продолжает рубрику «Доктор на связи», в рамках которой мы беседуем с представителями различных медицинских сфер, отвечая на наиболее актуальные вопросы, беспокоящие пациентов.
Очередным гостем нашей рубрики стал основатель и главврач клиники «Spine Clinic», доктор философии по медицине, вертебролог Вагиф Ягубов.
Учитывая, что практически каждый из нас в течение жизни испытывал боли в шее или пояснице, все мы – потенциальные пациенты мануального терапевта. В ходе нашего интервью В.Ягубов рассказал о том, как связал свою жизнь с вертебрологией, поделился интересными наблюдениями, а также дал советы касательно профилактики суставных и мышечных заболеваний.
- Расскажите о своем пути в медицине. Почему вы остановили свой выбор на вертебрологии?
- Если честно, изначально я хотел стать хирургом. Параллельно с учебой в Азербайджанском государственном медицинском университете я работал медбратом в разных хирургических отделениях. Но волею обстоятельств моя врачебная карьера потекла по совершенно другому руслу.
Когда я учился на четвертом курсе, у мамы начала сильно болеть спина. Мы ходили по разным врачам, и никто не мог ей помочь. Потом, наконец, мы нашли врача, который избавил ее от боли. После этого мама начала уговаривать меня у него учиться. Я говорил ей, что это не мое, что я хочу стать хирургом. Но она убедила меня, сказав: «Даже, если ты станешь хирургом, ты будешь уметь также лечить проблемы с позвоночником, разве эти навыки тебе помешают?» Так я начал учиться у этого врача. И спустя год вертебрология настолько меня затянула, что я бросил хирургию.
По окончании шестого курса я решил продолжить образование в России. Но прежде чем уехать, я захотел навести справки и определиться с университетом. Однако в те времена – это был 2002 год – мало кто пользовался интернетом, поэтому связаться с профессорами из России было довольно трудно.
В итоге я нашел нескольких профессоров, которые пользовались электронной почтой, и стал интересоваться у них, какие нужны дипломы, сертификаты и документы для поступления в российские медицинские вузы. Однако я не чувствовал от них никакой отдачи – каждый только хвалил себя, ругал других, и все сводил к деньгам. «Берите деньги и приезжайте», - говорили они, что, конечно же, не внушало доверия.
Но пользу эти переписки все же принесли. Так получилось, что все профессора отметили качество обучения в Казанской государственной медицинской академии. И я решил остановить свой выбор на этом учебном заведении. Там я прошел ординатуру, а затем аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию, после чего вернулся в Азербайджан.
В 2014 году я открыл свою клинику «Spine Clinic». Тогда она представляла собой маленькое двухкомнатное помещение. Потом я ее расширил. Сейчас у меня в команде 10 человек, и вместе мы занимается лечением опорно-двигательного аппарата.
В течение всей своей врачебной деятельности моей главной рекламой было сарафанное радио. Ты вылечиваешь одного пациента, он рассказывает о тебе своим знакомым. Также очень важно доверие докторов. Когда другие доктора верят тебе, знают, что ты не мошенник и сделаешь все возможное, чтобы помочь пациенту, они будут рекомендовать тебя. Над этим пришлось потрудиться, чтобы авторитетные врачи Азербайджана поверили в меня и стали безвозмездно направлять ко мне пациентов.
Конечно, всех вылечить невозможно. Вообще, суставные пациенты постоянно ходят от врача к врачу. Ведь остеохондроз не вылечивается. Мы убираем боль, а дальнейшая работа над выздоровлением должна проводиться пациентом самостоятельно. Он должен регулярно делать определенные упражнения. В большинстве случаев пациенты этого не делают, и через какое-то время боль возвращается.
- А чем спровоцированы боли в спине? И есть ли среди них причины психосоматического характера?
- Психосоматика, конечно, присутствует при всех заболеваниях. Среди таких причин может быть и ссора с мужем, и увольнение с работы, и потеря близкого человека. После 44-дневной Отечественной войны у многих обострились боли. К нам приходила женщина, которая потеряла сына на войне – мы лечили ее позвоночник много лет назад, и ее состояние было стабильным, но после этого горя начались дикие боли. С такими пациентами работать очень сложно…
В целом, на возникновение болей в спине влияет множество факторов. Самые распространенные среди них – это сидячий, малоподвижный образ жизни и ненатренированность. Для того чтобы тренировать спину, подойдет кроссфит и даже простая разминка, которую в советские времена крутили по утрам по телевизору. Перетренированность тоже может стать причиной возникновения боли. Это явление распространено среди спортсменов, которые иногда слишком много качаются и растягивают мышцу. И, конечно, травматизация различного генеза. То есть, факторов довольно много, поэтому к каждому пациенту нужно искать индивидуальный подход.
- С какими проблемами чаще всего обращаются к врачу-вертебрологу?
- Ко мне чаще всего приходят с жалобой на боли. Это может быть невральная, суставная боль, широко распространенные протрузии, грыжи, артрозы, а также ятрогения. Что такое ятрогения? Это заболевание, навязанное врачом. Допустим, человек попадает к недобросовестному врачу, тот видит у него небольшую протрузию и начинает нагнетать обстановку. Говорит, что у него позвоночник, как у 90-летнего старца, что, если он не начнет оперативно лечиться, это повлечет за собой серьезные проблемы. Женщин часто пугают недержанием мочи, а мужчин – половой слабостью. Это делается с единственной целью – больше заработать. А пациент, в свою очередь, начинает переживать и у него возникают различные психоневрозы, синдромы навязчивых состояний.
Надо наоборот успокаивать пациента. Даже если у него очень тяжелая проблема, нельзя ему об этом говорить. Нужно сказать, что проблема средней тяжести. Потому что в противном случае лечение усложнится.
Также ко мне приходит очень много пациентов со сколиозом, особенно в детском возрасте. Это бич нашего века. Кстати говоря, я пересмотрел свои взгляды на сколиоз в период пандемии. Раньше все твердили, что искривление позвоночника возникает из-за того, что дети носят в школу тяжелые рюкзаки. Во время карантина школ не было. Однако сколиоза стало намного больше. Получается, что тяжелый рюкзак наоборот предотвращал появление сколиоза у детей, держал их в тонусе.
У каждого врача есть наработки, которыми он очень гордится. Есть несколько заболеваний, по скорости лечения которых я готов участвовать в чемпионате мира (смеется). Иногда мне кажется, что никто не сможет вылечить затылочную невралгию или боль в сухожилии бицепса быстрее меня. Но, конечно же, раз на раз не приходится, все пациенты разные. Знаю одно – убрать болевой синдром я могу за кратчайшие сроки, иногда за один сеанс.
Не будем отрицать, что любая наука связана с экспериментами. Конечно, мы не можем поставить какой-то лечебный эксперимент над пациентом, пока не будет согласия пациента и официально подтвержденных исследований. Но в процессе лечения каждый доктор постоянно экспериментирует. Одному дозу лекарств увеличивает, другому уменьшает. Потому что многое приходит с практикой.
К примеру, в свое время я поэкспериментировал с техникой PRP – плазмолифтингом, который мы сегодня активно применяем в нашей клинике. Эта техника дает хороший результат без риска осложнений, потому что человеку вводится его собственная кровь, которая не может вызвать аллергии или другой негативной реакции. То есть, плазмолифтинг либо поможет убрать боль, либо в худшем случае вообще никак не подействует, но вреда точно не нанесет.
- Сейчас практически всех пациентов с болями в спине сразу отправляют на МРТ. Учитывая, что эта процедура недешевая, можно ли в определенных случаях обойтись без нее?
- Конечно. Если у пациента болит спина, в некоторых случаях можно поставить диагноз с помощью рентгена в разных проекциях. Стоит отметить, что МРТ не всегда может поставить диагноз. Иногда МРТ выявляет наличие грыжи в правой части позвоночника, тогда как боль у пациента слева. А саму причину боли установить не может.
Что касается цен на МРТ, в Азербайджане они очень дешевые. Я это говорю не как врач, а как предприниматель. Чтобы приобрести этот аппарат и эксплуатировать его, нужны колоссальные средства. Которые потом должны окупиться. В итоге предприниматель приходит к выводу, что головной боли от МРТ у него намного больше, чем прибыли.
- Многие женщины, прошедшие кесарево сечение, жалуются на то, что у них после эпидуральной анестезии годами болит спина. Почему это происходит?
- Беременной женщине очень сложно сделать эпидуральный укол. Из-за большого живота ее трудно наклонить вперед, поэтому врачи могут после прокола долго искать вход в эпидуральное пространство и, в итоге, связки, окружающие это отверстие, немного травмируются. Времени на аутореабилитацию остается немного, ведь женщине нужно начинать уход за ребенком. В принципе, физиотерапией и необходимыми инъекциями можно убрать эту проблему.
Стоит подчеркнуть, что с этим чаще сталкиваются именно беременные женщины. Когда эпидуральную анестезию делают другому пациенту перед какой-либо операцией, это, как правило, не приводит к болям. Потому что попасть в нужное место бывает гораздо проще.
- Будучи врачом, практикующим мануальную терапию и остеопатию, как вы относитесь к другим альтернативным методам лечения – иглоукалываниям, пиявкам и так далее?
- Кафедра, которую я заканчивал в Казанской государственной медицинской академии, называлась «кафедра неврологии, мануальной терапии и рефлексотерапии». То есть, я сертифицированный иглотерапевт и долгое время применял эту технику в лечении пациентов. Но после приезда с России практически перестал ею заниматься.
Причина в том, что иглотерапия не совсем подходит для Азербайджана. Представьте, что к врачу приходит пациент со средненьким IQ и он ему ставит иголки, делает прижигания, дает травы и говорит: ждите результата 6 месяцев. То есть, подходит к этому как на родине иглоукалывания – в Китае. Что сделает эта женщина? Конечно, она не захочет ждать полгода, чтобы увидеть результат. Если иглотерапия не поможет ей снять боль, она потребует лекарств. И чем дороже, тем лучше. Если же придет начитанный умный пациент, ему можно объяснить преимущество иглотерапии над медикаментозным лечением, которое может иметь уйму побочных эффектов. Но если врач в Азербайджане будет ориентироваться только на таких пациентов, он останется невостребованным. Поэтому я забросил иглотерапию.
- Бытует мнение, что альтернативная медицина может быть небезопасной. Так ли это?
- Она может быть небезопасной, если будут нарушены правила асептики и антисептики. Например, иголки будут нестерильными. Или пиявки будут использованными. Некоторые негодяи «врачи» пиявку, наевшуюся крови, бросают в соленую воду, чтобы она выплюнула всю кровь, потом в сладкую воду и в конце в обычную. И через две недели снова используют ее для высасывания крови. А если пациент имел какие-то вирусные заболевания, то произойдет инфицирование следующего пациента. То есть, здесь все зависит от совести врача. Но в целом, от альтернативной медицины намного меньше рисков, чем от традиционной.
- Какие методы самопомощи вы можете посоветовать, если человек, допустим, согнулся завязать шнурки, а разогнуться не может, так как прихватило спину?
- Во-первых, наклоняться нужно правильно. Не нужно наклоняться на 90 градусов вперед. Надо согнуть ноги, присесть и завязать шнурки. Но если спина прихватила – значит, у человека есть проблемы в этой области, и он вовремя не пошел к вертебрологу. Поэтому я всегда говорю – к вертебрологу, как и к стоматологу, нужно ходить на профилактический осмотр раз в год или два.
Что касается первой помощи в случае, если прихватило спину – это может быть либо охлаждение, либо прогрев. Если у человека грыжа, надо приложить к больному месту что-то холодное. Если же мышечный спазм, то лучше растереть спину чем-то горячим. Но это в случае, если пациент уже знает свой диагноз. Если же не знает, лучше не экспериментировать и сразу показаться врачу. При сильных болях можно самостоятельно вколоть Диклофенак, если нет проблем с желудком.
- Как вы оцениваете изменения, произошедшие в области лечения позвоночника за последние годы? Можно ли сказать, что мы наблюдаем прогресс?
- Однозначно. Недавно я был на конференции в Астане (Казахстан), где обсуждалось новое современное оборудование для диагностирования и лечения проблем с позвоночником. Все эти изобретения нацелены на то, чтобы как можно быстрее вылечить пациента. Уважающие себя врачи, которые идут в ногу со временем, уже не говорят ни о каких токах, фонофорезах и других устаревших методах лечения, они обсуждают только высокие технологии. Поэтому могу с уверенностью сказать, что прогресс есть и мы должны внедрять его в свою работу для оказания пациенту максимально эффективной помощи.
Читайте также: