Как одна маленькая страна предала своего большого покровителя
Интересные события разворачиваются в мире - непредсказуемые, зачастую не поддающиеся элементарной логике.
Словно какая-то неведомая сила, затмив разум сильных мира сего, тянет человеческую цивилизацию их руками в пропасть, откуда возврата не будет ни для кого. На фоне общемирового обострения ситуации, связанного с российско-украинской войной и процессами вокруг нее, определенные изменения в плане переоценки отношения к сторонам глобального конфликта происходят повсеместно как на уровне стран и регионов, так и на уровне целых организаций, блоков и союзов.
И наш регион в этом смысле не исключение. В свете бушующей невообразимой до недавних пор войны между родственными Россией и Украиной в сознании многих людей произошли коренные, зачастую даже болезненные изменения. Но то люди, а что страны? Как отразились украинские события на внешнеполитическом курсе государств, в частности, Южного Кавказа?
И тут все не так однозначно. Если внешняя политика Баку и Тбилиси по большому счету не претерпела особых изменений и продолжается без особых скачков и метаний в ту или иную сторону, то Иреван, очевидно, пользуясь благовидным предлогом, решил «свалить» с корабля, который, как ему кажется, идет ко дну. С корабля, на иждивении и под защитой которого она жила в относительной сытости, полной безопасности, да еще и с захваченными 20 процентами азербайджанских земель все годы своей какой-никакой независимости. Отсюда и аллегория с тонущим кораблем, ведь всем хорошо известно, кто в первую очередь с него бежит.
Так уж вышло, что каждое из образовавшихся на руинах Советского Союза государств по-своему распорядилось собственной независимостью. В отличие от Армении, присосавшейся сразу же к военно-экономическим благам России, Азербайджан самостоятельно прошел большой путь созидания. Сегодня он по праву пользуется в мире авторитетом благодаря реальным делам и заработанной репутации надежного партнера, а не раздутому на пустом месте самомнению и фантазиям о своей исторической исключительности, чем сильно злоупотребляет наш западный сосед. После Первой Карабахской войны Азербайджан, не смирившись с потерей пятой части своих территорий, взял курс на последовательное развитие экономики, на развитие государственных институтов, армейское строительство, что по прошествии почти трех десятилетий позволило стране самостоятельно прогнать агрессора со своих земель и восстановить территориальную целостность. Но, проявив гуманизм, а также пойдя навстречу просьбе России, Азербайджан приостановил свой победный марш на последний оплот, логово армянского сепаратизма, обосновавшегося в азербайджанском городе Ханкенди. Более того, Баку согласился на временное размещение в Карабахе, в местах проживания армян российского миротворческого контингента. Того самого, под защитой которого сепаратисты вновь пытаются поднять голову, сооружать укрепления для возможного сопротивления Азербайджанской армии, а власти Армении всячески затягивают заключение мирного договора между Баку и Иреваном.
И теперь, после всего этого, да и в целом после 30 лет армянского паразитирования на теле России Армения собирается «сменить крышу», переметнувшись во враждебный своему прежнему сюзерену лагерь. За доказательствами далеко ходить не надо, тут можно вспомнить об объявлении секретарем Совбеза Армении Арменом Григоряном Вашингтона основным посредником в нормализации отношений с Азербайджаном, попытки воскресить через США и Францию изживший себя формат Минской группы ОБСЕ, намерение отказаться от российского вооружения в пользу западного, инициативу о выходе из ОДКБ, а также стремление разместить на границе с Азербайджаном западные силы.
При этом в Иреване, похоже, рассчитывают, что Москва будет безмолвно наблюдать за его предательством, за всеми его вывертами и заигрываниями с США и Францией. Однако армянское руководство упускает из виду непреложную истину: Франция и США - далеко, а Россия – вот она, рядом. И как бы Армении ни хотелось переметнуться под крыло Запада, возможности реального влияния последнего в этом регионе даже в сравнении с ослабленной сегодня Россией, не так велики.
А еще Иревану следовало бы подумать о том, что, не подписав мирного договора и не урегулировав все вопросы с Азербайджаном, подобные ее метания чреваты фатальными последствиями для территориального образования, которое вследствие исторического недоразумения пока еще называется Арменией.