Шираслан Керимов: Нам нужен свой чемпион в UFC или Bellator. Тогда будет бум – ЧАСТЬ 1
ММА – один из популярнейших видов спорта. Аудитория смешанных единоборств стремительно растет во всем мире.
За последние годы число фанатов ММА сильно выросло и в Азербайджане. У нас появились такие сильные бойцы, как Тофиг Мусаев и Нариман Аббасов, а Рафаэль Физиев начал выступать в UFC под азербайджанским флагом.
Вместе с тем, индустрия ММА в Азербайджане практически, отсутствует. У нас нет своих промоушнов, а многие даже известные бойцы вынуждены искать пути для дополнительного заработка.
Шираслан Керимов – единственный на сегодняшний день менеджер ММА. Он работает с такими бойцами, как Нариман Аббасов, Тахир Абдуллаев, Рамин Султанов, Хазар Рустамов и другими.
Корреспондент 1news.az встретился с Ширасланом Керимовым и поговорил о положении дел в азербайджанском ММА.
- Что собой на сегодняшний день представляет индустрия ММА в Азербайджане?
- Когда я слышу слово индустрия, я понимаю под ним огромное сообщество, в которое входят не только бойцы, но и организаторы боев, тренеры, лагеря. У нас на данный момент индустрия ММА не развита. У нас должен быть хотя бы один промоушн, который бы постоянно организовывал бои. Индустрия подразумевает нечто более, чем только спортсмены. И кстати по этой причине у нас так мало бойцов. Тренироваться в зале и ни разу не выступать - ни к чему не приводит.
У нас есть организация AFC, но она проводит местечковые турниры на не высоком уровне. Одно время появился IFL. Они провели один номерной турнир и одно Гран-при. Больше года от них никаких новостей нет. Вот и все, что есть.
- Давайте начнем с любительского ММА. У нас несколько федераций, но кто чем занимается, малопонятно. Можете ли внести ясность?
- ММА – это тот спорт, который пришел из профессионалки. Этот спорт появился как шоу в начале 90-х. В мире есть организация IMMAF (Международная федерация смешанных боевых искусств), которая работает под эгидой UFC. Она проводит любительские соревнования. Многие бойцы UFC проходили через турниры IMMAF.
IMMAF уже приняли в WADA (Всемирное антидопинговое агентство). Это огромный шаг на пути к становлению ММА как олимпийского вида спорта.
Что касается Азербайджана, то на сегодняшний день у нас существуют две федерации, отвечающие за смешанные единоборства. Это федерация ММА, панкратиона и грэпплинга под руководством Азада Аскерова и Федерация ММА Азербайджана под руководством Ровшана Гасанова.
Первая федерация больше занимается любительским спортом, а вторая – профессиональным.
- В ММА, как правило, приходят из других видов спорта, но сейчас мы видим, что в Азербайджане начали открываться секции ММА. Каково ваше отношение к этому?
- Приходить и сразу начинать заниматься ММА неправильно. Лучше всего начинать с определенного вида спорта, чтобы он стал базовым. На сегодняшний день все чемпионы мира имеют какую-то базу. Чемпион UFC Исраэль Адесанья – кикбоксер, Даниэль Кормье – борец, Джон Джонс – борец греко-римского стиля, Фрэнсис Нганну – боксер, Хабиб Нурмагомедов – самбо. У всех есть база. Чтобы быть успешным в ММА, нужно иметь сильную базу в том или ином виде спорта, и уже потом приплюсовывать к ней другие навыки.
Посмотрите на Тофига Мусаева. У него мощнейшая ударка. На сегодняшний день у него одна из топовых стоек в мире. Я бы поставил его в один ряд с Конором Макгрегором.
У нас в стране я встречаю детей и подростков, которые ходят на ММА. Зачем родители отдают их туда? Чему их там научат. Там нет ни толковых тренеров по борьбе, ни по ударке. Тренер по ММА – этот тот человек, который может все это совмещать, но базу он тебе не поставит.
Чтобы у тебя была база, необходимо тренироваться у таких тренеров, которые растят чемпионов, дающих результат на международной арене. Разве можно сравнить уровень борьбы спортсмена, который тренировался с олимпийскими призерами, и того, кто тренировался в зале ММА.
Я считаю, что детский ММА надо полностью исключить. Дети получают травмы, дерутся больше, чем работают над техникой.
- Вроде интерес к ММА в стране высокий, но это не способствует появлению индустрии. В чем вы видите проблему?
- ММА индустрия требует серьезных финансовых вложений. ММА — это, в первую очередь, шоу. Это не борьба, где можно стать олимпийским чемпионом и иметь высокий статус. Или не командный вид спорта, где можно сразу хорошо заработать. ММА – это индивидуальный вид спорта, где понемногу продвигаешься. Проблема в том, что у нас это никому не интересно. У нас нет интереса к ММА, так как он не развит. А он не развит, так как нет интереса. Вот такой парадокс.
В том же Казахстане есть свои промоушны, которые привозят бойцов, в том числе из Азербайджана. Почему таких промоушнов нет у нас?
- Считаете ли вы это перспективным в Азербайджане?
- Безусловно. Посмотрите, как за последнее время ММА оказался на слуху. Тофиг одержал победу в Bellator, Нариан Аббасов поехал на бой в рамках Претендентской серии Дэйны Уайта. ММА – это тот вид спорта, который по своей медийности смог конкурировать с боксом. Да, пока не на таком уровне. Но ММА всего лишь 30 лет, а боксу – 200.
Если в Азербайджане начнет развиваться индустрия ММА – она захлестнет все. ММА – это как битва гладиаторов. Зрелище, которое хотят видеть зрители.
- Почему азербайджанские спортсмены из, к примеру, олимпийских видов спорта не заинтересованы переходить в ММА. Делали ли вы им предложения по этому поводу?
- В Азербайджане олимпийские виды спорта являются приоритетом. Если ты хорошо себя показываешь в олимпийском виде спорта, ты хорошо зарабатываешь и хорошо себя чувствуешь. Ты являешься звездой. Зачем уходить из этого теплого местечка и начинать все заново, учить борьбу или наоборот, ударку?
Возьмем Расула Чунаева. Ему 31 год. Он чемпион мира, призер Олимпиады в Рио-2016. Отбор на последние Игры он пройти не смог. Бывший чемпион UFC в двух весовых категориях Даниэль Кормье – бывший борец греко-римского стиля. Но не добивался таких успехов как Расул. Он ушел в ММА в возрасте за 30 лет и стал чемпионом в двух весовых категориях.
А теперь представьте, чего может добиться Расул с такой базой греко-римской борьбы. У Джона Джонса база – греко-римская борьба. Это физическая мощь, сила, невероятная координация, умение клинча. Он может добиться успеха. Я предлагал Расулу перейти в ММА, но он не хочет. У такого титулованного спортсмена как Расул огромные шансы на подписание в UFC и другие топовые организации. То же самое касается и остальных спортсменов. У статусного спортсмена цель – завоевать олимпийскую медаль, получить гонорары. Зачем уходить из олимпийской системы в ММА.
Я не хочу называть всех спортсменов, с которыми я общался. Просто знаю, что Расул не обидится. Но я много общался даже со вторыми и третьими номерами в различных олимпийских видах спорта. Но и они не хотят.
В ММА нет таких денег, как в олимпийских видах спорта. Нет такого же статуса и уважения. ММА пока всего этого не приобрел. По одной простой причине. У нас нет таких бойцов, как Федор Емельяненко или Хабиб Нурмагомедов. Бум на ММА в России пошел после того, как появился Федор. После Хабиба же на постсоветском пространстве и вовсе произошел взрыв настоящий. Но нам нужен свой Федор или Хабиб.
Тофиг Мусаев сейчас икона для многих как спортсмен, но и этого недостаточно. Ему нужно взять пояс Bellator. Нам нужен свой чемпион в UFC или Bellator. Тогда у нас будет взрыв. Если Нариман попадет в UFC — это также будет взрыв. Отмечу, именно боец из Азербайджана. Нам нужен парень, который здесь живет, ходит по тем же улицам, сидим в той же кафешке. Это будет уже совсем другое.
Я вижу, как люди подходят и фотографируются с Тофигом Мусаевым, когда он выходит в город. То же самое Нариман Аббасов.
- Сколько в Азербайджане конкурентных бойцов ММА?
- Очень мало. Это я говорю как менеджер. Такая ситуация была всегда. У меня есть предложения для боев, но нет бойцов. Те же самые ребята, которые жаловались на отсутствие боев, сами сейчас от них отказываются. В Азербайджане нет бойцов в весе до 77 кг, кроме Тахира Абдуллаева и Алиискендера Алиева. Есть еще Джамиль Ибрагимов – первый азербайджанец в Bellator. Но он сейчас работает в Катаре. В 70 кг у нас Тофиг Мусаев, Нариман Аббасов, Рамин Султанов, Турал Рагимов. Вот и все. В 66 кг есть Хазар Рустамов, Вугар Керамов. Хазар будет драться в UAE Warriors. В 61 кг Али Гулиев, Байрам Шамадов. Есть еще Мехман Мамедов. Вот и все бойцы, которые у нас есть. У меня было предложение от UFC на 22 октября выйти на замену. Но я не смог никого найти. На средний вес и выше я вообще молчу, об этом остается только мечтать.
Продолжение интервью Шираслана Керимова будет опубликовано на 1news.az завтра.