О раздутом «значении» Макрона в достижении «пражского духа» без прикрас
Незавидная роль досталась месье Закари Гросу – представлять в Азербайджане Францию, великую страну, одну из движущих сил Евросоюза, но на историческом отрезке, когда ею руководит Эммануэль Макрон.
И краснеть, держать ответ перед Баку за каждое произнесенное последним безответственное, популистское заявление ярко выраженной антиазербайджанской направленности. Автор этих строк и вправду искренне сочувствует дипломату, пытающемуся сгладить углы между двумя странами позитивными постами в социальных сетях, статьями о «французско-азербайджанской дружбе» и прочими добрыми делами. Но каждый раз его шеф в Елисейском дворце очередным некорректным, близким к враждебности высказыванием умудряется свести на нет все усилия своего посла.
Читайте по теме:
Франция все так же лезет в посредники между Азербайджаном и Арменией
Вот и сейчас в попытке примирить Баку с Парижем Грос в своей статье «Прага: ключевая веха на пути к миру» делает упор на такие понятия, как «дружба», «сотрудничество», «общие цели». Как можно понять из заголовка, речь о состоявшейся недавно в чешской столице четырехсторонней встрече Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна при посредничестве председателя Совета Евросоюза Шарля Мишеля и с участием Эммануэля Макрона. Присутствие на встрече последнего и воодушевило дипломата на написание такого материала. Посол Грос считает, что участие в этой встрече президента Франции «имело решающее значение для достижения успешного результата в Праге» и завершает свой материал словами «Да здравствует Дух Праги!».
Тут, надо сказать, дипломат явно переоценил значение своего большого босса в успешности пражской встречи. Сформировавшаяся переговорная платформа Алиев-Пашинян-Мишель и прежде работала без видимых сбоев, и на каждой встрече в рамках этой платформы достигались определенные подвижки в направлении нормализации азербайджано-армянских отношений. Присоединение к пражской встрече Макрона на деле пока ни к чему прорывному на пути к заключению мирного договора не привело. Да и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что после открытой поддержки Армении (еще с 44-дневной войны и вплоть до последних боестолкновений на азербайджано-армянской границе) Макрон подключился к пражской встрече отнюдь не ради достижения окончательного и справедливого мира, а для того, чтобы интересы его любимой Армении, построенные изначально на завышенных амбициях и хотелках, не были ущемлены. Так что о Макроне, движимом стремлением к установлению мира пусть говорит посол Франции в какой-нибудь другой стране и применительно к другому региону, а в исполнении посла Франции в Азербайджане подобные уверения выглядят крайне неубедительно, особенно на фоне того, что видно каждому невооруженным глазом.
Кстати будет напомнить, что именно Президент Ильхам Алиев, несмотря на прошлую, мягко говоря, недружелюбную по отношению к Азербайджану позицию французского коллеги, проявил добрую волю, не воспротивившись участию Макрона в уже устоявшемся диалоговом формате. А Макрон взамен буквально через неделю «отблагодарил» Баку новой порцией обвинений в развязывании войны. Не осталась в стороне и глава МИД Франции Катрин Колонна, вылившая свою порцию грязи в виде схожих необоснованных обвинений на Азербайджан. А о том, как «любят» Азербайджан во французском парламенте, избираемом, как может показаться со стороны, армянами, и говорить лишне. Чего стоит уже одно то, что в период антиазербайджанской истерии в дни 44-дневной войны сенат Франции и нижняя палата ее парламента принимала резолюции о признании сепаратистского образования в Карабахе.
Возвращаясь к так называемому «пражскому духу», воспетому послом Гросом, уместно будет отметить, что если у той встречи и был какой-то позитивный дух, то Макрон его успешно истребил своими предвзятыми и однобокими заявлениями, от которых разит больше не пражским, а армянским духом.
Отношения Баку с Парижем на сегодня испорчены так основательно, что французам в самую пору задуматься больше над азербайджано-французской нормализацией, нежели над участием в азербайджано-армянском аналогичном процессе. Да и какой посредник из того, кто открыто занимает сторону одного против другого участника переговорного процесса?! Своей позицией Франция поощряет Армению на затягивание мирных переговоров, а значит, на продолжение в регионе ситуации «ни войны, ни мира», создавая у армянского руководства ложную иллюзию собственной защищенности. А к каким удручающим последствиям для Армении это может привести, показал опыт славных 44 дней 2020 года.