Фархад Мамедов: К активности России относятся с недоверием как в Азербайджане, так и в Армении
Глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов на своем Telegram-канале прокомментировал отказ армянской стороны подписать декларацию по итогам саммита ОДКБ минувшим днем в Иреване и оценил последствия этого шага.
«Я сделал все, что мог...»
Эти слова Бориса Ельцина, которые он сказал в новогоднюю ночь и подал в отставку, скоро может сказать премьер Армении. Отказ Пашиняна подписать декларацию ОДКБ демонстрирует, что Армения не удовлетворена позицией других членов ОДКБ.
Складывается ситуация, когда армянские капризы вредят консолидации ОДКБ. Однако, только ли Армения не удовлетворена отсутствием решения ОДКБ?!
Ведь отсутствие решения ОДКБ означает отсутствие хоть какой-то миссии ОДКБ на территории Армении... то есть, миссия ЕС остается без присмотра... а это не в интересах России!
Можно предположить, что Россия будет активно работать, чтобы в рамках ОДКБ достичь согласия на то, чтобы мониторинговая миссия все же была. Если и этого не удастся, то это будет очередным ударом по позициям именно России в Армении, потому как для армян ОДКБ — это Россия.
Итак, остается всего неделя до конца ноября, и ничего не слышно о саммите в Брюсселе. Россия стремится возобновить свою лидирующую позицию в посредничестве, Путин в Армении говорил столько же о мирном договоре, сколько о разблокировке. То есть, российское видение посредничества претерпело изменения, тема мирного договора перешла в приоритет.
К активности России относятся с недоверием как в Азербайджане, так и в Армении. В Азербайджане отмечают «проект Варданяна», в Армении бьются в конвульсиях, когда Россия говорит о разблокировке...
Таким образом, Россия должна понять, что давлением на стороны невозможно достичь своих собственных целей, сохранить свою эксклюзивность, которая была после 44-дневной войны. И это вина самой России, упустившей 2021-й год. Расслабились, если мягко говорить.
А что делать Пашиняну?!
Пашинян в нынешней ситуации может просто развести руками и сказать: «Я бился до конца и сделал все, что мог...», и пойти на подписание мирного договора с Азербайджаном. Он и так зашел очень далеко, и угроза односторонних действий со стороны Азербайджана велика. Просто на данном этапе Пашинян уверен, что применение силы со стороны Азербайджана в большей степени столкнет Баку с Москвой и Вашингтоном. Здесь важным становится время, отведенное для мирного договора - конец года. Маневры Пашиняна, которые он предпринял за последние полтора месяца, еще более усложнили положение Армении, но все еще есть возможность и время исправить ситуацию. Вспомним поведение руководства Армении в начале августа по теме новой дороги в Лачыне.
Компромиссы?! За счет кого?!
Президент России в Иреване говорил о компромиссах, чтобы выйти на подписание мирного договора.
А на какие компромиссы готова Россия?! Ведь Россия «на земле»!
Единственный выход для России - поделиться своей эксклюзивностью в Зангезурском и Лачынском коридорах, стать конструктивными в Карабахе в процессе реинтеграции.
И у этого есть свои основания. Регион Южного Кавказа отвечает заявленным ожиданиям России в современный период. Ведь, как говорил президент России Путин, истинная независимость соседей России заключается в сотрудничестве с Россией и не стать плацдармом против России.
Возможны и частичные решения. К примеру, Армения предоставляет маршрут для автодороги так, как хочет Азербайджан. Однако, это не снимает темы КПП в Зангезурском и Лачынском коридорах.
Время малых компромиссов прошло безвозвратно...
И последнее... США и ЕС должны будут понять и признать, кто срывает прогресс их посредничества, кто срывает все дедлайны и будирует темы, которые в принципе уже обговорены», - написал Ф.Мамедов.