Станислав Притчин об инциденте в Карабахе, полномочиях РМК и предотвращении обострения
Объективно говоря, эти трагические события во многом стали закономерными, потому что логика развития ситуации вокруг урегулирования, как переговорная, так и всех других аспектов, показывает, что отношения спустя почти два с половиной года после Второй Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном все больше заходят в тупик, который в конечном итоге может опять привести к очередному вооруженному обострению.
Сегодня, увы, ни одна переговорная площадка не работает полноценно, а достигнутые договоренности, в частности, заявление о перемирии и сопутствующие соглашения в основном так и остаются на бумаге.
Такое мнение в беседе с 1news.az высказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО) Станислав Притчин, комментируя провокацию на дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу в Карабахе, совершенную незаконными армянскими формированиями утром 5 марта, в результате которой погибли двое военнослужащих ВС Азербайджана.
Эксперт считает, что сложившая ситуация стала отчасти следствием демонстрации азербайджанских активистов на лачинской дороге: «Азербайджан перекрыл стратегическую коммуникацию между Карабахом и Арменией, чем заставил их искать любые пути для восстановления сообщения».
Политолог отметил, что стороны (азербайджанская и армянская – ред.) трактуют по-разному происходящее с диаметрально противоположными оценками: «Если армянская сторона говорит, что это - правоохранители, которые пытались в рамках ротации проехать в Карабах, то Азербайджан говорит, что это были диверсанты, которые пытались перебросить оружие. Очевидно, что истина где-то посередине».
С.Притчин указал на возможную полноценную конфронтацию в сложившейся ситуации, при которой, по его словам, российские миротворцы мало что могут сделать. «Когда нет никакого продвижения и переговорного процесса, а есть стагнация имплементации договорённостей, и даже отход от прежних позиций, невыполнение обязательств, то возникает ситуация, когда конфликт рано или поздно может снова обостриться как разрядка определенной стадии тупика», - добавил он.
Понятно, говорит собеседник, что Азербайджан исходит из своих интересов и будет стремиться после инцидента еще более внимательно отслеживать попытки армянской стороны обойти ограничения на лачинской дороге. «Так что, скорее всего, стоит ожидать усиления военного контроля со стороны Азербайджана», - считает С.Притчин.
«Конечно, идеальным разрешением ситуации было бы объявление очередного раунда переговоров на высшем уровне России, Азербайджана и Армении и проработка тех вопросов, которые изначально не были проработаны в заявлении о перемирии от 10 ноября 2020 года, а проявились уже в процессе имплементации, в частности по вопросам Лачинского коридора и контроля над движением по нему. Но рассчитывать на это, увы, сегодня не приходится», - сказал политолог.
По словам С.Притчина, у российских миротворцев нет полномочий по предотвращению акций, подобных той, что проходит с участием азербайджанских экологических активистов, также как у РМК нет полномочий по организации полноценного досмотра и создания контрольно-пропускных пунктов в Лачинском коридоре.
В этой связи политолог напомнил о претензиях, которые звучали со стороны Баку в адрес российских миротворцев касательно разоружения: «Это пункт предусмотрен к выполнению с армянской стороны и никоим образом не входит напрямую в сферу ответственности российских миротворцев. У РМК основная задача – предотвращение конфликтов в точках соприкосновения, и нет ни кадрового резерва, ни полномочий проводить полноценную демилитаризацию Карабаха».
Что касается вопроса установления азербайджанских КПП на лачинской дороге, то политолог посчитал, что подобный шаг может усугубить ситуацию, поскольку «с точки зрения Азербайджана основная задача – взять в целом под контроль Лачинский коридор, чтобы предотвратить возможности переброски того же оружия, предотвратить экспорт добытых природных ресурсов, а также в целом полностью контролировать связи между Карабахом и Арменией. Для армянской стороны ситуация выглядит очень остро, Лачинский коридор и так во многом был «дорогой жизни» для Карабаха, с учетом того, что это единственная коммуникация с внешним миром в условиях отсутствия контактов и снабжения со стороны Азербайджана, и, конечно, перекрытие этой дороги серьезно ухудшило положение карабахцев в вопросе обеспечения социальных нужд».
Кроме того, эксперт коснулся вопросов с азербайджанской стороны, связанных с тем, что данная грунтовая дорога, на которой произошел инцидент, входит в пятикилометровую зону ответственности РМК: «Да, это так. Но с точки зрения размеров миротворческого контингента, конечно, технически обеспечить контроль этой ширины полосы невозможно. Поэтому, на мой взгляд, чтобы предотвратить обострение, которое становится все более неизбежным, конечно же, нужно садиться за стол переговоров и искать точки соприкосновения».
С.Притчин также выразил мнение, что отставка Рубена Варданяна пока не стала той «волшебной палочкой», которая сразу кардинально улучшила ситуацию вокруг Карабаха. «Прошедшая встреча азербайджанской делегации с карабахскими армянами - очень позитивный шаг, но это только первые шаги, за которыми должна стоять серьезная работа по нормализации отношений», - заключил Станислав Притчин.
Тамерлан Ибрагимов