Пашинян рассказал о деталях подписания трехстороннего заявления
Переговоры по Трехстороннему заявлению лидеров Азербайджана, России и Армении начались еще 6 ноября 2020 года.
Как сообщает «Спутник-Армения», об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании комиссии парламента по расследованию обстоятельств 44-дневной войны.
По словам Пашиняна, он согласился на подписание заявления, но с условием, чтобы в нем не было положений о Шуше и об экстерриториальном коридоре через территорию Армении. Кроме того, он предложил, чтобы армянская сторона «вернула Агдамский район в обмен на Гадрутский, который находился под контролем ВС Азербайджана».
По состоянию на 8 ноября, хотя военные докладывали, что часть города находится под контролем армянской стороны, было понятно, что возвратить его полностью будет невозможно, заметил Пашинян. Также в Карабахе сигнализировали об уязвимости Ханкенди, и возникла опасность, что, решив вопрос с Шушой, азербайджанские силы двинутся на Ханкенди и Аскеран, ударив с тыла по армянской армии, добавил Пашинян.
По его словам, он продолжил переговоры при посредничестве президента России, и 8-9 ноября провел с ним около 20 телефонных бесед, а в течение всей войны - около 60.
Очень быстро стало ясно, что азербайджанская сторона не принимает план обмена Агдама на Гадрут, и стороны пришли к тексту, где ничего не говорилось об этом. Говорилось о прекращении военных действий, возвращении семи районов, размещении в Лачине и Карабахе российских миротворцев.
«Утром 9 ноября я подписал этот документ – отмечу, утром, а не вечером, то есть по сути, в ночь с 8 на 9 ноября. Но выяснилось, что Азербайджан не подписывает этот текст и постоянно выдвигает новые требования. Когда президент России сказал, что Азербайджан предлагает пункт о возвращении анклавов в Тавушской области, я отказался, подчеркнув, что исключаю подписание такого документа, о чем было официально заявлено. Через какое-то время выяснилось, что достигнуто соглашение изъять этот пункт», - заявил Пашинян.
К полуночи стали приходить сообщения о повышении интенсивности боевых действий, а также о большом количестве беспилотников в небе над Ханкенди. После сложных и длительных обсуждений, по словам Пашиняна, он подписал всем известный документ, который был хуже, чем вариант на утро 9 ноября, но лучше тех, которые предполагали коридор через Мегри, либо передачу анклавов в Тавушской области.