Эльчин Азизов: «Сейчас абсолютно другое отношение к музыке и культуре» - ВИДЕО
Народный артист Азербайджана, солист Большого театра России Эльчин Азизов дал интервью изданию «Русская теленеделя», в котором рассказал об участии в программе НТВ «Квартирник», посвященной великому азербайджанскому певцу Муслиму Магомаеву, и не только.
Рассказывая об участии в «Квартирнике», Э.Азизов отметил, что атмосфера вечера была потрясающей, подчеркнув следующее: «Это колоссальное удовольствие, с одной стороны, какой-то домашний уют, при этом появилось абсолютное ощущение полноценного концерта, и, наверное, слово «квартирник» – это самое правильное определение этого мероприятия. Количество людей, которые присутствовали – такая малая концертная площадка. На съёмках программы с моим участием было больше 100 человек, и это было безумно приятно. По сути, зрительный зал, но при этом люди сидят на скамейках, на полу, на креслах, на подушках, и это всё придает какой-то безумный шарм с большим знаком плюс».
Что касается отличий подобного выступления от сцены Большого театра, то, по словам народного артиста, «это абсолютно кардинально противоположные вещи»: «Выступать на сцене Большого театра и исполнять партии в операх - это такая академическая история, которую я очень люблю, которой очень горжусь, дорожу, и то, что происходило на квартирнике, это совсем другая, не то, чтобы оборотная сторона, а просто другая, совсем другая история, которая мне тоже безумно полюбилась и которая, очень надеюсь, будет иметь продолжение, с точки зрения направления жанра. Я испытывал другие ощущения, другие понятия, другое восприятие публики, другую отдачу. В любом случае, я всегда стараюсь по максимуму отдаваться зрителю, передавать энергию посредством голоса, посредством исполнения. Это другое, и это другое, оно мне очень понравилось!»
Говоря о ведущем «Квартирника» - певце и гитаристе, бывшем участнике групп «Машина времени» и «Воскресение» Евгении Маргулисе, Э.Азизов рассказал, что познакомился с ним во время съемок программы, посвященной Александру Абдулову: «Было очень почетно быть частью этого проекта. В тот вечер я исполнял одну из самых любимых песен Александра Абдулова «Луч солнца золотого», и потом наши встречи с Евгением Маргулисом продолжились. Безусловно, когда родилась идея сделать программу, посвященную Муслиму Магомаеву, несмотря на то, что я всегда с большой осторожностью относился к исполнению его репертуара, сразу согласился. После уже начал думать, как и что будет, я точно осознавал, что получу от этого удовольствие, и это должно быть здорово, это должно быть достойно».
Э.Азизов отмечает, что не был знаком с Муслимом Магомаевым, подчеркивая, что знаком лично с его супругой - Тамарой Синявской: «Буквально недавно в Крокусе был замечательный концерт, посвященный её юбилею. Она сидела в зале и получала поздравления. Я с огромным удовольствием принял участие в этом концерте, мы вновь увиделись, коротко пообщались, но так сложилось, что с Муслимом Магометовичем я не был знаком».
Народный артист подчеркнул, что перед съемками «Квартирника» не общался с Т.Синявской о М.Магомаеве: «Я вообще старался подходить к этим произведениям не с той стороны, скажем так, с которой их исполнял Муслим Магометович. Не так, как он это делал. Очень многие люди исполняют песни из репертуара Магомаева, но, на мой взгляд, их нужно петь, не пытаясь подражать. Не нужно пытаться быть похожим, потому что это невозможно, потому что это неправильно, потому что это не нужно. И я подходил ко всему репертуару именно со своей позиции - как я их хочу исполнить, как я их хочу слышать. Брал за основу, безусловно, те аранжировки, те музыкальные форматы, которые использовал Муслим Магометович, в силу того, что этот квартирник посвящен его творчеству, его репертуару, но пел их по своим ощущениям, так, как подсказывало мне моё музыкальное чутьё, так, как я слышу или вижу эти песни сегодня. Именно сегодня, в то время, в котором мы находимся, они звучат абсолютно по-другому, и их нужно петь по-другому».
По словам Эльчина Азизова, он не часто исполнял песни из репертуара Муслима Магомаева: «Цвети, мой край, Азербайджан» я пою очень давно, но это всем известный негласный гимн, который очень любят в Азербайджане. И я безумно люблю эту песню и регулярно исполняю, а другие песни из репертуара Муслима - редко. Что я могу ощущать в момент исполнения этих легендарных песен? Наверное, в первую очередь ответственность перед теми, кто создавал эти произведения, ответственность перед композитором, автором строк, безусловно, ответственность перед первым исполнителем и последующими великими исполнителями этих произведений. Подчеркну, именно ответственность, чтобы это было достойно».
«Критика со стороны поклонников Магомаева, я бы даже сказал, армии фанатов - это один из тех моментов, почему я очень аккуратно и осторожно отношусь к исполнению песен. Даже во время эфира было сказано, что ни в коем случае не надо сравнивать, – продолжил Э.Азизов. - Сегодня эти песни, как я сказал, звучат иначе, они звучат по-другому. На мой взгляд, поклонников и фанатов Муслима Магометовича больше беспокоит, когда артисты пытаются подражать, показывать даже жестами, лицом, манерой, но этого делать нельзя. Песни настолько потрясающие, песни настолько интересные, добрые, что их просто хочется петь и хочется петь сегодня.
Народный артист подчеркивает, что у нас осталась замечательная коллекция и много записей, как аудио, так и видео, исполнения этих песен Муслимом Магомаевым, но при этом их можно исполнять и сегодня: «Но исполнять человеку, исполнять личности, исполнять музыканту, который не пытается подражать, скажем так. В этом есть очень тонкая грань, и её нельзя переступать, нужно быть самим собой в тех музыкальных композициях, которые ты исполняешь. Нужно быть честным перед собой, нужно быть честным перед зрителем, нужно быть честным перед композитором, автором строк, и тогда всё будет получаться по-новому».
Эльчин Азизов рассказывает, что прошло уже какое-то время после эфира, и на всех медиаресурсах, в различных социальных сетях опубликованы фрагменты выступления: «Не скажу, что очень активно всё мониторю, но из того, что знаю, из того, что мне рассказывают, по отзывам всё хорошо, и никто не сравнивает и не упрекает меня в том, что я взял и исполнил ту или иную песню. Меня лично радует, что песни звучат сегодня, что они звучат на телевидении, на федеральном канале, в социальных сетях. Скажу честно, я, наверное, относился к этому с определённой долей опаски. И мне безумно приятно, что нет негативных отзывов, а только положительные».
Рассказал Эльчин Азизов в интервью «Русской теленеделе» и об открытии памятника Муслиму Магомаеву в Баку: «Памятник очень интересен ещё и тем, что там рядышком расположен небольшой стенд, на котором написаны популярные песни из репертуара Муслима Магометовича. Рядом с названием этих песен есть кнопочка, и если нажать на неё, то начнёт звучать та или иная композиция. И то, что это на берегу Каспия, прямо на бульваре, и то, что звучит его музыка, вся эта атмосфера придаёт, конечно, торжество, уникальное ощущение правильной дани, отдаваемой уникальному соотечественнику».
«Не хочется говорить: «А вот раньше музыка была такая, а сейчас она другая». Время бежит вперёд, время диктует свои какие-то условия. Сейчас абсолютно другие скорости, другое отношение к музыке, другое отношение к культуре, наверное. Я не хочу говорить о том, что это плохо, просто буду использовать слово «другое». Да, возможно, что-то мне лично не нравится, что-то противоречит моим жизненным принципам, но осуждать сложно» - отметил далее Эльчин Азизов.
Солист Большого театра подчеркивает, что если у той или иной музыки, если у того или иного исполнителя, композитора есть армия поклонников или людей, которые основывают своё творчество на его творчестве, то значит это тоже имеет право на существование, тоже имеет право быть: «Мне, как представителю классического музыкального искусства, выходящему на сцену Большого театра и других театров по всему миру, ярко видно, что есть ценности, есть определенные музыкальные пристрастия, назовём это так. Музыка, написанная 200-300 лет назад, даже 100-150 лет, назад звучит сейчас, и её слушают с большим восторгом, её любят, на неё ходят, делают это регулярно, поэтому, возможно, и это тоже должно быть.
То, что диктует время, то, что диктует скорость сегодняшнего дня, восприятие, восприятие уха — это современная реальность. Но есть какие-то монументы в музыке, назовём это именно так, как в классической, так и не в классической, которые вечны. Скажу честно, наверное, одним из ярких доказательств и показателей этого стал квартирник, в котором я был просто проводником, но сам факт того, что эту музыку любят, помнят слова, причём, все наизусть. Даже я был в шоке, потому что не знал всех слов наизусть, а в зале гости квартирника пели вместе со мной, и я видел радость, улыбки, я видел счастье на лицах этих людей».
По словам Эльчина Азизова, он не определяет какой-то возраст или какой-то момент, когда нужно уходить со сцены: «Сейчас всё идёт своим чередом. Конечно, я желаю себе вокального долголетия, и, самое главное, это трезво оценивать самого себя, правильно критиковать, правильно понимать, когда действительно остановиться. Сейчас я об этом даже не думаю! Если говорить о том, когда это сделал Муслим Магомаев, мне кажется, и это моё субъективное мнение, что это произошло очень рано. Этот голос мог радовать нас ещё очень-очень долго.
Возможно, его критика по отношению к самому себе была настолько высока, что какие-то моменты мог услышать или заметить, или почувствовать только он. Муслим Магометович ушёл со сцены, наверное, в идеальной форме, и я уверен, что эта форма ещё очень долго могла сохраняться, но это было его решение, поэтому не уважать это невозможно. Но для меня это некая музыкальная обида, потому что он ещё очень долго мог нас радовать».