Генерал Векилов, Лев Толстой и выбор жизненного пути
Эту удивительную историю несколько лет назад автору статьи поведал армейский друг из рода Векиловых. Несмотря на то, что к тому времени эта дружба уже насчитывала четыре десятилетия, услышанное было воспринято с большой долей сомнения, ибо уж слишком маловероятными казались приведенные факты. Но в тот же день интернет расставил все по своим местам.
Однако обо всем по порядку. Итак, речь пойдет о генерале Ибрагим аге Векилове.
Ибрагим ага Векилов родился 17 мая 1853 года в селе Юхары Салахлы Казахского уезда Елизаветпольской губернии в семье простолюдина, прапорщика Закавказского конно-мусульманского полка.
Довольно успешная карьера профессионального военного топографа Векилова начинается в 1879 году в Тифлисе, в штабе Кавказского военного округа. Там он возглавляет работу по уточнению государственной границы России с Ираном. Помимо этого, под его руководством создаются карты ряда районов Кавказа, а также Крыма. Согласно межгосударственному соглашению России с Турцией Векилов проводит работы по созданию топографических карт Карской области.
За заслуги перед Родиной Ибрагим ага Векилов награжден орденами Святой Анны II и III степеней (1886, 1897 гг.), Святого Святослава II степени (1894 г.), Святого Владимира IV степени (1903 г.).
В то же время личная жизнь молодого офицера складывается с большими трудностями. При всех служебных заслугах Векилова ему, однако, отказывают в разрешении вступить в официальный брак с полюбившейся ему русской девушкой. Дело в том, что по законам времен царя Александра III в России брак мог быть заключен лишь между представителями одной веры. Кроме того, родители и родственники как юноши, так и девушки были категорически против этого брака. Отчаявшись, Векилов обратился с письмом к обер-прокурору Святейшего синода, первому советнику Александра III Победоносцеву. Вердикт был крайне суров: не только не сметь думать о женитьбе на православной, но и иметь в виду, что можно лишиться родительских прав при рождении детей.
В 1884 году Векилов со своей возлюбленной Еленой Ефимовной прибывает в Туркестан. Несмотря на то, что в семье уже растут двое сыновей, родителям по-прежнему не удается узаконить их брак. И вот, спустя семь лет, судьба дает им шанс. И.Векилова командируют в Стамбул, в распоряжение военного атташе при русском посольстве. Там он обращается за помощью к болгарскому православному священнику, который венчает их в церкви и выдает соответствующий документ. К тому времени старшему сыну Борису уже 7 лет, младшему Глебу - 6. Вернувшись через три года в Россию, И.Векилов повторно ходатайствует об официальном признании их брака. В этот раз он подает прошение на высочайшее имя самого императора Александра III, который, принимая во внимание заслуги майора Векилова, приказал в виде исключения и «не в пример прочим» узаконить брак.
Наконец пара добивается своей цели, наступают годы полного семейного счастья. А между тем в стране нарастает брожение в умах, и это не могло не отразиться на настроениях интеллигенции, и в особенности - прогрессивной молодежи.
В 1904 году выходит «Декрет о свободе вероисповедания», согласно которому граждане Российской империи, перешедшие в другую веру, могут официально вернуться к своей религии. Сыновья Векиловых, охваченные идеей просветительства своего народа, решают перейти в ислам. Безусловно, это способствовало бы их доступу в среду единоверцев. Обеспокоенные родители всячески пытаются отговорить их от такого решения. Они пытаются убедить юношей повременить, потому как, несмотря на «Декрет», в обществе все еще неодобрительно относились к такому новшеству.
Следует отметить, что все эти годы совместного проживания Ибрагим агу и Елену Ефимовну не переставал беспокоить вопрос: какой религии должны придерживаться их чада? Помимо двух братьев в семье росла дочь Рейхан. Официальные государственные органы и религиозные деятели категорически отказывают им в помощи. Борис, старший сын генерала, учился в Петербургском технологическом институте, младший, Глеб - в Алексеевской военной школе в Москве. Они тоже задавались вопросом: кто мы, какой национальности?
Терзаемая мучительными сомнениями Елена Ефимовна решает обратиться за советом ко Льву Николаевичу Толстому. 2 марта 1909 года она пишет письмо в Ясную Поляну с просьбой и даже мольбой дать совет ее сыновьям в этом крайне сложном вопросе: «Глубокоуважаемый наш наставник Лев Николаевич, я не нахожу слов для извинения перед Вами за то беспокойство, которое причиняю своим письмом, я знаю, как нас много, желающих получить от Вас совета, но, несмотря на все это, я пишу, потому что жизнь задала мне непосильную задачу».
Надежды на ответ от великого писателя с мировым именем у беспокойной матери было слишком мало.
И тут происходит совершенно неожиданное для Елены и Ибрагим аги Векиловых событие. Ответное письмо не замедлило себя ждать. Датированное 13-16 марта 1909 года, оно дает ответ на многие фундаментальные вопросы. «Частный случай Векиловых» к тому же стал поводом для рассуждения писателя о религиях и их будущем в истинно толстовском идеальном духе. Одним словом, Лев Толстой приветствует выбор сыновей Векиловых: «Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу».
Окрыленные моральной поддержкой великого писателя, сыновья Векиловых приняли мусульманство. Борис был наречен Фарисом, а Глеб стал носить имя Галиб. Фарис, став инженером, работал в Петербурге, где активно участвовал в деятельности землячества азербайджанцев. Галиб окончил Московское кадетское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, получил звание полковника.
Как же сложилась судьба семьи Векиловых?
Ибрагим ага Векилов стал единственным на Кавказе военным топографом, удостоившимся чина генерала. Участвовал в Первой мировой войне. Являлся Гянджинским губернатором в чине генерал-майора. Кроме того, Векилов был назначен начальником Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба, а также являлся членом Национального совета Азербайджана, принявшего 28 мая 1918 года Декларацию независимости АДР.
Генерал-майор Ибрагим ага Векилов - автор первой географической карты Азербайджана и основоположник отечественной топографической школы.
После установления Советской власти в Азербайджане занимал ответственные должности в Красной Армии, занимался преподавательской деятельностью. В 1933 году Народный комиссариат АзССР установил И.Векилову персональную пенсию.
Умер в 1934 году.
Векилов Фарис-бек Ибрагим Ага оглы (1886—1978). В 1918—1920 годах был представителем Азербайджанской Демократической Республики при правительстве Грузии.
Векилов Галиб Ибрагим Ага оглы. Участник Первой мировой войны, удостоен ряда наград, в том числе Георгиевского Креста. Полковник армии АДР. В 1920-22 годах служил в Красной Армии, после отставки - в гражданских учреждениях.
Расстрелян в 1937 году.
В заключение хотелось бы коснуться одного факта, в который, как поначалу было и со всей этой историей, «… верится с трудом». Один из сыновей Ибрагим аги Векилова Фариc до конца жизни был ярым сторонником самодержавия и не скрывал этого. Критикуя советскую власть за или иные просчеты, он до самой старости часто употреблял ставшую известной среди его близких фразу - «За державу обидно». Это было известно и сценаристу знаменитого фильма Рустаму Ибрагимбекову, которого также связывали родственные узы с этой фамилией. Оттуда это выражение и перекочевало в «Белое солнце пустыни». Правда, это - всего лишь утверждение рассказчика, поведавшего автору этих строк о судьбоносных моментах в жизни Векиловых. Но как знать, ведь, скорее всего, этот факт передавался из поколения в поколение в этом роду.
Такая вот невероятная история одной семьи, полная неожиданных поворотов, открытий, взлетов и падений. Впрочем, как и любой другой. Как тут вновь не вспомнить великого классика и его знаменитое выражение - «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Sultan O.Y.