Военная активность Ирана - глазами Ильгара Велизаде: Регион превращается в уже пылающую «пороховую бочку»
В ближневосточный конфликт постепенно втягивается все больше участников – Иран вслед за ракетными обстрелами Ирака и Сирии, нанес удары по территории Пакистана.
Как сообщили иранские государственные СМИ, удары нанесены по двум базам «Джейш аль-Адль», которую Тегеран называет «террористической группировкой», в пакистанской провинции Белуджистан на границе с Ираном.
Пакистанские власти назвали действия Ирана незаконными и заявили, что в результате ударов погибли двое детей и еще трое получили ранения.
В МИД Пакистана был вызван временный поверенный в делах Ирана, ему выразили протест против «неспровоцированного нарушения воздушного пространства страны». «Это нарушение суверенитета Пакистана совершенно неприемлемо и может иметь серьезные последствия», – говорится в заявлении МИД Пакистана.
«Еще более тревожно, что этот незаконный акт произошел, несмотря на существование нескольких каналов связи между Пакистаном и Ираном. Пакистан всегда говорил, что терроризм – это общая угроза для всех стран региона, которая требует скоординированных действий. Подобные односторонние действия не соответствуют добрососедским отношениям и могут серьезно подорвать двустороннее доверие и уверенность», – добавили в ведомстве.
Накануне Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) заявил об уничтожении «шпионских центров и сборищ антииранских террористических групп» в Иракском Курдистане и Сирии. Власти Эрбиля сообщили, что жертвами атак КСИР баллистическими ракетами на объекты в городе стали четыре человека, шестеро получили ранения.
США осудили удары, пресс-секретарь Совета нацбезопасности Белого дома Эдриен Уотсон, назвав атаку «безрассудной и неточной», заявила, что в ходе ударов КСИР в Ираке и Сирии американские объекты и военные не пострадали.
В то же время в МИД Ирака был вызван посланник Ирана в Багдаде. Также МИД Ирака отозвал своего посла в Тегеране для консультаций.
Отражают ли действия Тегерана его намерение полностью втянуться в конфликтный процесс на Ближнем Востоке, и как это может отразиться на нашем регионе – с этими вопросами мы обратились к известному азербайджанскому политическому аналитику, главе Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгару Велизаде.
По мнению эксперта, удары Ирана по Ираку, Сирии и Пакистану являются красноречивым свидетельством того, что война на Ближнем Востоке принимает все более драматические формы.
«К большому сожалению, масштабы и география разворачивающихся драматических событий стремительно растет», - сказал Ильгар Велизаде 1news.az.
«На самом деле, Иран нанес удары фактически по основным своим целям в Сирии, Ираке и Пакистане. И я так понимаю, что это не предел, потому что у Ирана есть определенные цели, как говорится, и «в водах» тоже - в Персидском заливе, в Аравийском море, возможно, даже в Красном море. Правда, там Иран действует не непосредственно, а опосредованно – через свои союзнические или прокси-структуры, такие как хуситы «Ансарулла» и «Хезболлах». Но я так понимаю, что география реальной военно-политической активности Ирана на самом деле гораздо больше, чем страны, о которых мы говорили», - добавил аналитик.
«Что касается нанесенных Ираном ракетных ударов, то надо сказать, что они в значительной степени осложнили военно-политическую ситуацию в регионе, ухудшили отношения Ирана со странами, с которыми они в принципе были нормальными, в частности, с Ираком, Пакистаном.
Нынешнее правительство Ирака до последнего времени считалось фактически союзником Ирана в регионе, однако удары Тегерана в значительной степени ухудшили ирано-иракские отношения- здесь речь идет о возможном приостановлении дипотношений. С другой стороны, ухудшились отношения с Пакистаном.
И это осложнение отношений Ирана с региональными странами может привести к усилению на него давления не только со стороны тех стран, которые, скажем, традиционно находятся в антагонистических отношениях с Тегераном, его региональных противников, но даже и с многолетними партнерами», - отметил Ильгар Велизаде.
По его убеждению, ракетные удары Ирана, конечно, серьезно осложнят и без того напряженную региональную ситуацию: «С другой стороны, надо отметить, что сегодня мы говорим об увеличении очагов напряженности, причем этот процесс набирает стремительный характер. Если раньше военная активность концентрировалась вокруг Израиля и - в последующие дни - вокруг Йемена, то сейчас она также усиливается на севере Ирака, в пакистанском Белуджистане, на севере Сирии. То есть, регион становится настоящей и уже пылающей «пороховой бочкой», и его взрывоопасность для системы международных отношений растет».
«Действия Ирана в целом ряде случаев квалифицируются как прямое попустительство терроризму, потому что они явно не согласуются с позицией различных региональных участников. Эти шаги квалифицируются политиками и в Ираке, и в Пакистане, да и не только там, как действия, по сути, террористического характера. И это делает Иран все более токсичной страной для его региональных соседей. К слову надо сказать, что достаточно большую тревогу представляют собой шаги поддерживаемых Ираном прокси-сил в регионе, в частности, «Хезболлаха» и хуситских групп. Причем эти действия направлены не только против интересов Израиля или США, но сейчас представляют все большую угрозу с точки зрения региональной системы безопасности», - сказал Ильгар Велизаде.
В этом контексте эксперт напомнил о недавней атаке хуситских групп на российское судно в регионе, что, конечно, вызвало обеспокоенность Москвы: «И несмотря на то, что делаются заявления о том, что товары, не предназначенные для Израиля, могут спокойно пересекать Красное море – даже такие игроки, как Катар, а в последнее время – еще и Россия, Китай, стараются перенаправлять свои суда из этого региона в другие, то есть, в обход Красного моря».
По словам политолога, это говорит о том, что теперь даже у традиционных партнеров Ирана растет недоверие к действиям проиранских сил, группировок: «Это, конечно, способствует вовлечению Ирана в более широкомасштабную войну в регионе».
«Но мы надеемся, что такого сценария все-таки удастся избежать, потому что прямое вовлечение Ирана в войну может обернуться еще более непредсказуемыми последствиями как для региональной, так и для международной системы безопасности», - резюмировал Ильгар Велизаде.