Политический аналитик: Россия может вмешаться, если Запад попытается посадить в Грузии марионеточное правительство | 1news.az | Новости
Интервью

Политический аналитик: Россия может вмешаться, если Запад попытается посадить в Грузии марионеточное правительство

First News Media15:45 - 15 / 10 / 2024
Политический аналитик: Россия может вмешаться, если Запад попытается посадить в Грузии марионеточное правительство

Выборы в Грузии – одна из самых обсуждаемых тем последних недель. За несколько месяцев правящая партия «Грузинская мечта» превратилась в объект критики со стороны США и Евросоюза.

Некогда главный партнер Запада в регионе Южного Кавказа теперь стал для него «автократией». Введенные против страны санкции, приостановление процесса вступления в ЕС, а также слухи о подготовке революции явились поворотным моментом в отношениях между некогда союзниками. Что же происходит в Грузии? Почему отношения между Тбилиси, Вашингтоном и Брюсселем испортились до такой степени, что сейчас Запад воспринимает Грузию как ближайшего соратника России на Южном Кавказе? Обо всем этом мы поговорили с грузинским политическим аналитиком Заалом Анджапаридзе.

- В первую очередь хотелось бы узнать, что на самом деле происходит в Грузии в преддверии выборов в парламент. Почему произошел такой поворот событий?

- Такой поворот событий вызвали те процессы в Грузии, которые проходили в апреле, мае и июне нынешнего года, когда был принят так называемый «закон об иноагентах», который и создал ажиотаж и серьезную обеспокоенность в западных кругах. Именно с этого момента началось постепенное ухудшение отношений между правящей партией Грузии и США и Западом. И потом все это шло по нарастающей линии. Ситуацию, так сказать, усугубило принятие правящей партией закона, запрещающего ЛГБТ-пропаганду и искусственное изменение пола, что тоже вызвало негативную реакцию Запада. Можно сказать, что на Западе уже никто не хочет иметь дело с «Грузинской мечтой», по крайней мере, до выборов, которые пройдут через несколько недель, потому что как раз накануне заместитель министра иностранных дел Германии заявила, что они поддерживают стремление грузинского народа к евроинтеграции. Но это не касается евроинтеграции с нынешним правительством Грузии. Она сообщила, что это подход всего западного политического истеблишмента. Евросоюз уже официально прекратил все политические контакты с нынешним руководством страны. Как вы знаете, недавно Европарламентом была принята очень жесткая резолюция в отношении Грузии, где, на мой взгляд, содержится абсолютно безосновательная критика. Примерно в таком же духе и резолюция Бундестага Германии.

Одним словом, эти выборы, если чем-то и отличаются от всех предыдущих, то очень сильным вмешательством Запада, который фактически встал на сторону тех политических сил, которых он считает «оппозицией». Вторая особенность состоит в том, что президент Грузии Саломе Зурабишвили в нарушении Конституции страны фактически стала политической стороной. Она объявила, что в день выборов в резиденции президента откроется координационный штаб, который будет мониторить выборы, и затем она вместе с оппозицией отпразднует победу. Вот это заявление не лезет ни в какие ворота!

Кроме того, она инициировала «Грузинскую хартию», которую подписали все ведущие прозападные оппозиционные партии. Хартия предусматривает назначение в Грузии временного технического правительства, которое будет формироваться и назначаться президентом. Это также является нарушением Конституции. Соответственно, «Грузинская мечта» планирует в случае победы повторно инициировать процедуру импичмента Зурабишвили, чтобы она покинула пост.

Что касается самой предвыборной обстановки, то, согласно недавнему промежуточному заключению миссии ОБСЕ, в целом предвыборная ситуация спокойная, несмотря на отдельные эксцессы. Но именно эта спокойная предвыборная ситуация, скорее всего, не играет на руку оппозиции, потому что она всячески пытается внушить западным наблюдателям, что выборы проходят с нарушениями, и демократичность процесса под вопросом.

– А что показывают опросы общественного мнения?

- Что касается опросов общественного мнения, то, как и принято во всех постсоветских странах, сейчас в Грузии идет «война опросов». Каждая сторона проводит собственные опросы и выдает желаемые результаты за действительные. Согласно опросам, проведенным оппозицией, она в целом набирает больше процентов, чем правящая партия, и сможет образовать коалиционное правительство. Согласно опросам «Грузинской мечты», она набирает около 60%, что позволит ей получить конституционное большинство и формировать правительство.

Полагаю, что оппозиция, если проиграет выборы, не смирится с поражением. Ощущая сильную поддержку со стороны Запада, она обязательно выведет сторонников на улицы. И мы, вероятно, увидим в Грузии сценарий наподобие Майдана в Киеве. Но я сомневаюсь, что у них получится свергнуть правительство путем революции, потому что у них уже было несколько неудачных попыток. Госструктуры и силовики остались лояльными к власти, и сценарий провалился. Думаю, сейчас произойдет нечто подобное. Однако никто не может гарантировать, что действующая власть удержится.

– В СМИ обсуждается возможность вмешательства Запада в выборы через НПО и другие организации. Как вы оцениваете такие перспективы?

- Вероятность вмешательства, я бы сказал, 50 на 50. Если миссия ОБСЕ и другие международные наблюдатели признают выборы легитимными, у оппозиции не будет оснований для протестов. То же касается Запада: если выборы признают свободными и демократическими, то и у него не будет оснований оспаривать результаты.

Даже если оппозиция выведет сторонников на улицы, на фоне международного признания выборов у нее будет мало шансов на успех. Все зависит от того, сохранит ли власть внутреннюю устойчивость.

Запад, безусловно, делает все возможное, чтобы сменить власть. Это заложено в их алгоритме действий. Этому служат санкции против представителей правящей партии и финансовые ограничения для страны. Недавно Евросоюз объявил, что не будет переводить 121 миллион евро помощи, предназначенной для Грузии. Эти шаги направлены на подрыв позиций правящей партии перед выборами, чтобы вызвать у граждан ощущение, что при «Грузинской мечте» социально-экономическая ситуация ухудшится.

– Возможно ли прямое вмешательство через НПО? Например, финансовая поддержка для влияния на результаты выборов?

- Думаю, это уже происходит. США и Евросоюз через НПО «тренируют» молодежь, которую затем используют на митингах как «штурмовиков». Это вполне ожидаемо. Кроме того, ЕС уже заявил, что перенаправит 30 миллионов евро на помощь гражданскому сектору, что тоже может повлиять на ход выборов.

Но, на мой взгляд, они плохо понимают психологию грузин. Когда люди видят внешнее давление в пользу непопулярных партий, они сплачиваются вокруг власти. Суверенитет и независимость для нас на первом месте. Поэтому такое давление может обернуться бумерангом. Конечно, за последние 30 лет в стране выросло молодое поколение, которое исключительно прозападное. Но они, я думаю, не составляют абсолютного большинства. К тому же митинги в апреле, мае и июне показали в количественном отношении, что активная часть этого протестного электората, по самым оптимистичным подсчетам, не превышает 200-250 тысяч человек.

– Мы видим, как Запад оказывает давление и на Азербайджан после Второй Карабахской войны. Почему демократические страны вмешиваются во внутренние дела других государств? Где здесь демократия?

- Этот вопрос нужно рассматривать в контексте нынешнего геополитического противостояния между Западом и Россией. США рассматривают ситуацию на постсоветском пространстве сквозь призму геополитического соперничества с Россией. Соответственно, где только может пытается «посадить» марионеточное правительство, которое будет выполнять все приказы и следовать в фарватере западной политики. В Азербайджане им это не удается. Получилось сделать это в Армении в 2018 году и в Грузии во время «революции роз». Сейчас они, скорее всего, попытаются повторить этот сценарий, чтобы иметь в Грузии послушное правительство, которое в ручном режиме будет управляться. Насколько это получится – зависит от нашего общества и политической элиты, степени политической зрелости грузинского народа и его поддержки правящей партии. Несмотря на то, что действующие власти совершили очень много ошибок во время своего правления, среди них фатальных не было, чего нельзя сказать об их предшественниках. Поэтому могу сказать, что ситуация в Грузии сейчас неоднозначная, она чревата осложнениями, последствия которых трудно предугадать. И здесь, конечно, надо думать о том, как поведет себя Россия. Российский фактор ни в коем случае нельзя исключать, потому что, если в Кремле увидят, что Запад пытается посадить в Грузии свое марионеточное правительство, я не исключаю от них силового вмешательства.

Мурад Ахундов

Поделиться:
2425

Последние новости

Все новости

1news TV