Притянутая за уши «любовь»: О том, как Запад игнорирует общественное мнение в Молдове
Запад, как известно, не всегда учитывает глубинные настроения граждан стран, которые он пытается заманить в Европу.
И европейские институты в своих стремлениях поддержать проевропейские силы в других странах, часто воспринимают результаты выборов и референдумов как индикатор успешности своей внешней политики. Однако, как показали последние события в Молдове, результаты референдума о евроинтеграции не совпали с их ожиданиями.
Отношение к референдуму в Молдове подчеркнули сложные взаимоотношения между Западом и настроениями граждан в этой стране.
Не секрет, что в последние годы Молдова стала ареной не только политической борьбы, но и столкновения мнений и взглядов. С одной стороны, страна под громкие лозунги нынешних властей стремится интегрироваться в Европу, а с другой — сталкивается с внутренними вызовами, связанными с общественным мнением, которое зачастую оказывается проигнорированным Западом.
Значительная часть граждан поддерживает сближение страны с Россией и СНГ, однако Запад склонен рассматривать общественное мнение в Молдове через призму дезинформации, считая, что такие настроения подогреваются внешними факторами, в первую очередь, Россией. Однако такой подход игнорирует исторические, культурные и экономические контексты, которые формируют восприятие гражданами своего будущего. Это приводит к недооценке реальных потребностей и желаний населения. Многие граждане Молдовы выражают свои опасения касательно экономической стабильности, миграции и социальных изменений, которые могут произойти в результате дальнейшего сближения с Западом.
И это столкновение мнений ярко продемонстрировали прошедшие 20 октября выборы президента Молдовы и референдум о закреплении курса страны на вступление в ЕС.
Несмотря на явные попытки Запада поддержать проевропейские силы, результаты голосования показали, что значительная часть населения все еще не верит Западу.
И вечер дня выборов шокировал — от проевропейской идиллии не осталось и следа. Действующий президент Майя Санду набрала лишь немногим больше того, что ей сулили опросы, зато результат ее главного соперника - Александра Стояногло более чем вдвое превысил социологические предсказания.
А на референдуме число сторонников и противников внесения поправок о евроинтеграции в Конституцию оказалось практически равным, причем противники долгое время лидировали во время подсчета внутри страны, и лишь голоса диаспоры перетянули большинство в пользу «за» с минимальным перевесом.
На фото - очередь в избирательный участок для голосования граждан Молдовы в Бухаресте
Так, согласно предварительным результатам (после подсчета половины протоколов), голосовавших на референдуме «против» было заметно больше (около 56%), чем голосовавших «за». Внутри страны в большинстве районов больше избирателей проголосовали «против» внесения поправок в Конституцию. Причем есть районы, в которых Санду (инициатор и главный промоутер референдума) заняла первое место, а на референдуме большинство проголосовали «против».
Ситуация стала меняться, когда началась обработка протоколов с избирательных участков за рубежом. Фактически диаспора за рубежом вытянула результат на очень символические, но достаточные для победы 50,4%.
Финальный счет президентской гонки получился такой: у Санду — 42,45%, у Стояногло — 26%. Теперь они встретятся 3 ноября во втором туре, исход которого неочевиден.
А внесение поправок о евроинтеграции в Конституцию Молдовы поддержали 50,46%, против проголосовали 49,54%. В числе избирателей эта разница выглядит еще более ускользающей: 750 238 человек - «за» и 738 636 - «против». То есть, преимущество сторонников членства в ЕС оказалось намного ниже того, чем прогнозировали опросы.
Примечательно, что молдавская диаспора голосовала активно, а европейские и американские молдаване обычно поддерживают прозападных политиков. Именно они на президентских выборах 2020 года сыграли решающую роль в победе Санду, разгромившей тогдашнего президента Игоря Додона.
А сотни тысяч граждан Молдовы, которые живут в России, не смогли повлиять на результаты выборов и референдума: в этот раз там было открыто всего два избирательных участка - в молдавском посольстве в Москве. Для сравнения: в Италии работало 60 участков, в США — 16, а в Канаде — 7.
Да, референдум, судя по всему, закончился победой сторонников сближения с Европой, и личной победой Санду как инициатора референдума. Но минимальный перевес варианта «за», особенно после того, как вариант «против» лидировал все время подсчета голосов, — это неоспоримое доказательство того, что молдавское общество вовсе не горит единодушным желанием идти в Европу.
Голосование показало, что внутри Молдовы избиратели проголосовали против евроинтеграции, а в Европу ее «тянут за уши» зарубежные соотечественники, которые и так являются частью этой самой Европы.
Результаты референдума стали «холодным душем» для США и Запада, где ожидали большего отрыва голосов «за» евроинтеграцию.
После разочаровывающих результатов референдума официальные лица Молдовы сразу начали искать «виновников», обвиняя Россию в вмешательстве.
Представитель Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби обвинил Россию в «манипуляции» и попытках подрыва выборов. После публикации результатов президентских выборов и референдума, Кирби заявил, что «Россия активно работала над подрывом выборов в Молдове и ее европейской интеграции», но ей «не удалось достичь своих целей», и Москва попытается повлиять и на второй тур выборов в Молдове», пишет Reuters.
В Европарламенте на следующий день после референдума тоже обвинили Россию во «вредоносной деятельности, вмешательстве и гибридных операциях». С такими обвинениями выступил глава делегации Европарламента по наблюдению за выборами в Молдове Михаэль Галер (Michael Gahler).
И США, и Запад, игнорируя общественное мнение и волеизъявление народа – противников евроинтеграции, а их вовсе не мало – 49,61%, снова ищут виновников на стороне.
А ведь результат референдума должен стать сильнейшим политическим сигналом Евросоюзу. Противников расширения ЕС за счет Молдовы там достаточно. И цифры на сайте ЦИК говорят: «не так уж мы и хотим в этот ваш ЕС».
В свою очередь противник Санду - Стояногло также подчеркивает серьезные угрозы, с которыми сталкивается демократия в Молдове.
«Власть заблаговременно готовилась к триумфу. … Вбрасывала фальшивые социологические опросы, ликвидировала институт наблюдателей на выборах, использовала административный ресурс, причем не только нашего государства. И в итоге — позорнейший провал. Уже сегодня ясно, что, если бы выборы были приведены в соответствие с европейскими и демократическими стандартами волеизъявления, власть бы получила еще более позорную оценку», — сказал Стояногло.
Безусловно, потеря Европейским союзом своей привлекательности уже становится фактической. Если в определенные периоды ЕС был «целью» для ряда государств, то сейчас это уже не так – Европейский союз стремительно теряет свое влияние, особенно в Центральной Европе. То, что произошло в Молдове в эти дни, подтвердило это в очередной раз.
Кроме того, выборы в Молдове отразили глубокие внутренние противоречия и устремления населения. Антизападные настроения и неубедительная победа Санду свидетельствуют о том, что стране необходимо переосмыслить свой курс и найти баланс между национальными и прозападными интересами.
А игнорирование Западом общественного мнения в Молдове и его интерпретация в качестве дезинформационной кампании подрывает доверие прежде всего к западным институтам. Для успешной интеграции стран в европейское пространство необходимо учитывать голоса граждан этих стран и открыто вести диалог с различными слоями общества. Только так можно достичь устойчивого развития и гармонии.
Будущее Молдовы теперь зависит от способности политических элит находить решения, которые будут учитывать интересы и нужды населения, а также преодолевать текущие экономические и социальные вызовы.