Армения – Грузия: «дружба» с подтекстом
«Грузия и грузинский народ должны быть уверены в том, что в действиях Армении и армянского народа нет угрозы, провокации».
Такую цитату из выступления Никола Пашиняна 31 мая в Ахалкалаки приводят армянские СМИ.
Сам факт того, что один из первых визитов новый премьер-министр, пришедший к власти в Ереване, нанёс в соседнюю Грузию, равно как и программа его пребывания в этой стране, а также множество комплиментарных фраз в адрес оказавших ему радушный приём хозяев привлекли определённое внимание среди наблюдателей. Некоторые стали даже рассуждать об открытии новой страницы в отношениях между двумя государствами, которые отныне будут строиться на основе взаимного уважения и поддержки. Тем самым они, пусть и невольно, признают, что прежде в армяно-грузинских связях далеко не всё выглядело беспроблемно.
Как известно, лучшим критерием, определяющим состоятельность той или иной теории, является практика, а искренность деклараций лидеров проверяется политическим поведением их стран. Так вот, если присмотреться к тем знаковым шагам, которые совершила или же, наоборот, не сделала Армения по отношению к Грузии за последние две-три недели, то есть уже после «торжества демократии» в Ереване, то начинает возникать картина в не столь радужных тонах. Стоит лишь напомнить о факте беспрепятственного въезда в Республику Армения 11 мая, пребывания там и выезда из неё 15 мая с.г. некой гражданки с «паспортом», выданным сепаратистскими властями Абхазии. Да, огласка этого в социальных сетях вызвала «дежурный» протест нескольких армянских НПО, но об осуждении и конкретных мерах со стороны органов государственной власти в Ереване до сих пор нет никакой доступной информации.
Дальше – больше. Как известно, 29 мая с.г. была распространена новость о признании со стороны правительства Сирийской Арабской Республики «независимости» сепаратистских регионов Грузии. Большое число стран осудило этот шаг и в очередной раз выразило поддержку территориальной целостности Грузии. Среди них оказался и Азербайджан, являющийся инициатором крупных инфраструктурных проектов, одним из основных бенефициаров которых выступает Грузия. Однако клявшаяся устами главы правительства в дружбе и братстве Республика Армения пока не спешит выразить свою официальную позицию.
Но не всегда официальный Ереван демонстрирует подобную застенчивость. Там, где это соответствует его интересам, он прилагает должные усилия. Взять хотя бы включение в программу пребывания главы армянского правительства в Грузии вышеупомянутого посещения им региона Самцхе-Джавахети. Стоит отметить, что все наносившие за последние 27 лет визит в Тбилиси руководители Армении до сих пор не шли на такой шаг, предпочитая не афишировать скрытую поддержку тлеющего очага сепаратизма в этом преимущественно армянонаселённом регионе Грузии. Ныне Ереван под повторяемые мантры о дружбе и братстве решил не стесняться в демонстрации приоритетов.
Ну а в качестве главного аргумента своих наилучших намерений Армения предложила интенсификацию процесса использования ею транспортно-коммуникационных возможностей Грузии, включая запуск на юридически неясной основе транзитных коридоров через ныне неконтролируемые законными властями регионы Абхазии и Южной Осетии. При подобном раскладе Армения получила бы надёжный путь на внешние рынки, прежде всего Евразийского Экономического Союза, а Грузия – весьма небольшие (учитывая масштабы армянской экономики с вытекающим из них объёмом перевалки грузов) денежные поступления и куда более серьёзные политические риски, чреватые значительным ущербом её стратегическим национальным интересам.
Интерес Армении к грузинскому транзиту очевиден и прозрачно объясним. Но выгоды Грузии в условиях сегодняшних региональных реалий выглядят довольно фантомно. Стоит также принять во внимание, что если даже при существующем на данный момент раскладе погружённая в глубочайший социально-экономический кризис Армения пытается навязать Грузии подобную «дружбу» на свой лад, то можно лишь догадываться, каковыми станут аппетиты Еревана на следующих зигзагах этой горной дороги с односторонним движением.
Таким образом, возвращаясь к цитате, послужившей начальным посылом, не время ли в Тбилиси задуматься: быть может перед нами лишь оговорка по Фрейду...
1news.az