Молотов, Баграмян и Нжде: Пашинян предлагает новое видение истории Второй мировой
Официальный Ереван, по всей видимости, не намерен отказываться от героизации палача и коллаборациониста Гарегина Нжде, сотрудничавшего во время войны с гитлеровским рейхом.
На фоне возмущения большей части постсоветской общественности увековечиванием прежними властями Армении мифа о «герое Нжде» в бронзе и армянской народной памяти, новые руководители страны демонстративно пытаются обелить нацистского пособника.
Премьер-министр Армении на недавней встрече с представителями ведущих российских СМИ отличился весьма «оригинальным» подходом к вопросу о политической фигуре Нжде. Оказывается, Никол Пашинян даже не знал, что вопрос Нжде присутствует в отношениях Армении с Россией. «Для меня, честно говоря, сюрприз, что этот вопрос присутствует также в отношениях с Россией. По крайней мере никто и никогда в наших общениях с российскими коллегами имя Гарегина Нжде не затрагивал», - заявил Пашинян.
По его словам, имя Нжде фигурирует в армянской истории со времен Сардарапатской битвы, по итогам которой в 1918 году была создана Первая армянская республика: «Между прочим, в той же битве при Сардарапате участвовал еще и Ованнес Баграмян. Они, фактически, бок о бок сражались за свою Родину. В итоге Ованнес Баграмян стал маршалом Советского союза, дважды Героем Советского союза».
По убеждению армянского премьера, Гарегин Нжде и Ованнес Баграмян имеют «одинаковые истоки, как исторические фигуры, они сражались за Армению, за армян и делали все от себя зависящее, чтобы защитить армян от турок».
Пашинян отметил, что сейчас очень много говорится о том, что Нжде имел какое-то общение с представителями гитлеровского рейха: «А что – Молотов тоже имел общение с представителями Третьего рейха. Давайте создадим совместную комиссию и изучим, что там произошло. Кто-то в России осуждает эти действия? А почему нет? Давайте с Молотова начнем – что он творил, о чем договаривался, почему договаривался».
Премьер подчеркнул, что для армян вопроса о том, кто такой Нжде, нет: «Гарегин Нжде – это тот, кто вместе с будущим маршалом Баграмяном боролся за свою Родину. Говорил он с нацистами? Может и говорил. Молотов тоже говорил, Сталин тоже говорил. Многие другие тоже говорили. Если хотите поставить знак равенства между теми, кто вообще общался с нацистами – давайте начнем с Молотова».
Отвечая же на вопрос о возможности совместного решения вопроса Нжде посредством создания комиссии в составе историков, общественных деятелей и политологов, Пашинян сказал: «Было бы странным, если бы мы создали с Россией комиссию, чтобы изучить нашу собственную историю».
О том, что Армения старательно избегает расследования всего касающегося темных пятен в своей истории, известно уже давно, стоит вспомнить ее категорический отказ на предложение Турции открыть архивы и совместно изучить причины и следствия событий 1915 года в Османской империи.
Поэтому не следует удивляться аналогичному ответу армянского премьера и по вопросу Нжде. В целом же, ответы Пашиняна можно приводить в качестве наглядного примера того, как мастерски армянские политиканы умеют ловчить, изворачиваться, тасовать факты и перекладывать все с больной головы на здоровую.
Скажем, утверждение о том, что отношение Москвы к теме героизации Нжде стало для Пашиняна «сюрпризом». Неужели премьер-министр Армении - фактический руководитель страны - не в курсе того, как ее «стратегический союзник» воспринял установку в Ереване памятника Нжде, на открытии которого присутствовал лично Серж Саргсян - тогдашний президент страны.
Между тем, в свое время официальный представитель МИД России Мария Захарова, заявив, что все прекрасно знают позицию России к проявлениям любых форм возрождения, героизации фашизма, неонацизма, нацизма, выразила удивление по поводу установки в Ереване памятника Нжде.
Читайте по теме:
Нацистский ублюдок Гарегин Нжде, Серж Саргсян и армянский шовинизм — это единое целое…
Можно конечно допустить, что событие, о котором идет речь, произошло в 2016 году, когда Пашинян был еще далек от «большой политики», хотя маловероятно, что даже тогда, в статусе оппозиционного политика, а годом спустя - и депутата парламента Армении, он каким-то непостижимым образом «упустил из виду» громкое заявление из Москвы по крайне чувствительному для нее вопросу.
Но как быть с заявлением, под которым Пашинян поставил свою подпись уже в статусе премьер-министра Армении? Речь идет о заявлении глав государств–участников СНГ, принятом в связи с 80-летием начала Второй мировой войны, в котором в частности осуждается «реабилитация и героизации нацистских преступников и их пособников, совершивших тягчайшие преступления в годы Второй мировой войны».
А в мае этого года, в докладе о героизации нацизма, МИД России констатировал о шагах Республиканской партии Армении «по увековечению памяти такого неоднозначного политического деятеля националистического толка, как Г.Нжде, в отношении которого имеется информация о сотрудничестве с Третьим рейхом».
Не может Пашинян не знать и о реакции в России на установку в городе Армавире памятной доски Гарегину Нжде. На днях депутат Армавирской городской думы Алексей Виноградов демонстративно закрасил ее черной краской после того как истек срок, в течение которого местные власти и представители «Союза армян России» обещали демонтировать памятную доску создателю «армянского легиона».
«Установка памятников тем, кто замарался в сотрудничестве с Третьим рейхом, является оскорблением народа, воевавшего с немецко-фашистскими захватчиками. Если Гарегин Нжде герой, то кто тогда те, кто устанавливает ему памятные доски?» - заявил Виноградов.
Кстати, этот жест депутата вызвал резкую реакцию армян Армавира - они призвали привлечь Виноградова к ответственности, назвав его действия незаконными и пригрозив «ответить симметрично за оскорбление чести национального героя своего народа». Возмущение соотечественников поспешило разделить и посольство Армении в России, назвав действия Виноградова «как акт вандализма» и «проявление самоуправства», что «[…] не соответствует духу армяно-российских взаимоотношений и могут привести к межнациональному напряжению».
Справедливости ради надо отметить и то, что в среде российских армян все же нашелся человек, более-менее адекватно расценивший данную ситуацию - политолог Геворг Мирзаян заявил, что на территории России не должно быть памятников коллаборантам и лицам, которые сотрудничали с Гитлером и работали на него в ходе Великой Отечественной войны: «Внимание - не Второй Мировой, а именно Великой Отечественной, когда он воевал с советским народом (частью которого были и армяне) с целью уничтожения этого народа. Не порабощения — уничтожения. Поэтому все заявления о том, что Нжде помогал Гитлеру в надежде на выживание армянского народа, являются либо враньем, либо проявлением преступной наивности, не оправдывающей предательство. Сравните поведение Нжде с Деникиным - последний тоже ненавидел коммунистов, но свой народ не предал, и на сотрудничество с Гитлером не пошел».
Читайте по теме:
Памятная доска Нжде в Армавире закрашена черной краской
Неубедителен Пашинян и когда говорит о Нжде в контексте боевых действий армянской дивизии против турецких войск в 1918 году, в которых тот принимал участие вместе с будущим маршалом Советского Союза Баграмяном. Однако Пашинян умалчивает о том, что в годы Великой Отечественной войны Нжде и Баграмян стояли по разные стороны баррикад.
И уже как откровенное издевательство над историей можно расценить попытку Пашиняна поставить знак равенства между прямым пособничеством Нжде нацистам и подписанием пакта Молотова-Риббентропа. При всей противоречивости в отношении к пакту Молотова-Риббентропа, он является итогом дипломатических переговоров. В Москве утверждают, что за договором о ненападении, подписанным нацистской Германией и СССР в ночь на 24 августа 1939 года в Кремле, стояло стремление Советского союза отсрочить начало войны и укрепить свою обороноспособность.
«Благодаря советско-германскому договору о ненападении война началась на стратегически более выгодных для СССР рубежах, и население этих территорий подверглось нацистскому террору на два года позже. Тем самым были спасены сотни тысяч жизней», - говорится в тексте МИД РФ.
При том, что многие историки склонны считать, что именно соглашение со Сталиным развязало руки Гитлеру и привело к самому масштабному военному конфликту в истории человечества, есть и те, кто уверен: другого выхода у СССР попросту не было.
Что же касается Гарегина Нжде, то здесь все однозначно, и двух мнений нет и быть не может: вооружившись лозунгом «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению», Нжде активно сотрудничал с Третьим рейхом и агитировал пленных армян подключиться к вооруженной борьбе против СССР. Он же при поддержке гестапо лично занимался вербовкой добровольцев в «армянский легион» вермахта. Установив связи с руководством нацистской Германии, Нжде уже в 1942 году становится одним из семи членов созданного гитлеровцами «Армянского национального совета». Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Гарегина Нжде и другого армянского нациста Драстамата Канаяна (Дро) принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ…
По большому счету стремление двух предыдущих президентов Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна героизировать нацистских прихвостней неудивительно, стоит только вспомнить их собственные кровавые преступления против азербайджанского народа.
Так неужели философия идеологов и последователей фашизма так сильно близка и нынешнему руководителю Армении Николу Пашиняну?..
Ф.Багирова