«Если ребенок просит конфету, я со стыда выхожу из дома…» - житель армянского села Гладзор
Двухлетнему Самвелу мать вместо конфеты дала незрелую сливу. Ребенок немного пососал и выплюнул фрукт. Слива была такой кислой, что он не смог ее съесть. Так в семье каждый раз обманывают мальчика, когда он просит конфету.
«Бывает, просыпается ночью и просит: дай конфету. В таких случаях я со стыда выхожу из дома. Не могу сказать, что у нас нет конфет. Вечером приходит отец, и он опять просит: папа, хочу конфету. А как дать, если конфет нет…», - говорит бабушка Самвела, 47-летняя Марине Степанян.
Семья из четырех человек – ребенок, его родители и бабушка – живут в селе Гладзор Вайоцдзорской области. Единственный работник в семье – отец Самвела, 26-летний Айк. Он работает на автомойке в Ехегнадзоре. По словам Марине, если бывает работа, то сын приносит домой 1000-2000 драмов(2-4 доллара). Мать и жена Айка в течение дня звонят ему, чтобы узнать, есть работа или нет. Отрицательный ответ означает, что Айк придет домой без продуктов, - говорится в статье, опубликованной в hetq.am.
«Три дня назад у нас в доме было шаром покати. Я отнесла в магазин два яйца и обменяла их на два йогурта для ребенка. Мы продержались до вечера, пока сын принес кое-какие продукты, купленные в долг. Сельские магазины уже отказываются выдавать нам товары в кредит, поэтому сыну приходится брать их в Ехегнадзоре, но и там уже не дают, зная, что у нас нет дохода, что мы с трудом погашаем долги», - продолжила Марине, с трудом сдерживая волнение.
Год назад маленький Самвел каждый день выпивал по литру коровьего молока. На сегодняшний день долг за молоко вырос настолько, что соседка уже отказывается его продавать. Приходится покупать в день пол-литра молока, то есть на 150 драмов(0.30 долларов), чтобы Самвел выпил на ночь и спокойно уснул.
Когда Марине начала вспоминать, как хорошо они жили 8-9 лет назад, выражение ее лица сразу изменилось. Тогда ее муж работал в России, имел стабильный заработок, присылал домой деньги. Но потом все изменилось. У него ухудшилось здоровье, работу пришлось оставить, из-за чего семья оказалась в долгах.
«Три дня назад смотрю, сын сидит напротив двери, обхватив голову руками. Оказалось, он попросил в магазине продукты в долг, а ему отказали. Я не смогла видеть своего ребенка в таком состоянии, взяла внука и вышла из дома. Но сколько я могу делать вид, что ничего не замечаю», – говорит Марине.
Айк записался в военкомате для службы контрактником.
Марине говорит, что у них много долгов, в том числе несколько кредитов. Признается, что часть из них образовалась из-за наивности сына. Несколько лет назад они взяли кредит, чтобы купить скотину, завести хозяйство, но друзья сына обманули его – попросили деньги в долг на несколько дней, а потом исчезли. В доме не было телевизора, решили купить в кредит небольшой телевизор. Потом поняли, что не в состоянии выплачивать долг. Но за это время из-за штрафов сумма кредита выросла с 700 тысяч до 3 миллионов драмов(1460 долларов до 6270 долларов).
«Когда вы зашли, я перепугалась. Мне показалось, что пришли из банка отбирать у нас дом», - призналась Марине.
Спрашиваю, как образуется доход семьи. Оказалось, за счет непостоянного заработка сына в размере 1000-2000 драмов, да еще от яиц, которые сносят пять кур.
«Бедные куры тоже остаются голодными. У них по нескольку дней не бывает корма, как им нести яйца…» - добавила Марине и, бросив взгляд на внука, сказала, что не помнит, когда в последний раз покупали ребенку одежду и обувь. Эту проблему помогают решать соседи.
«Я хочу работать. В сезон работаю на земле, это и обеспечивает мой доход. Устроилась как-то на работу, но здоровье подвело. У меня токсический зоб, пришлось оставить работу. Когда узнают о моей проблеме, не хотят брать. Мне предлагают сажать рассаду, но я боюсь, что у меня начнется головокружение, и я опозорюсь»,- сказала моя собеседница.
Семья хоть и нуждающаяся, но пособия не получает. Оказалось, в их доме прописаны родственники мужа, и хотя они там не живут, но один только факт прописки мешает семье получать пособие.
Жена Айка Мери Асатрян ждет второго ребенка. Гинеколог, у которого она была на приеме, сказал, что от недоедания плод плохо растет.
По словам Мери, муж хочет устроиться на другую работу, но не может. Зимой, когда им нечем было отапливать дом, Айк попросил у своего работодателя дров, чтобы ребенок не замерз. Тот дал семье дрова, но Айк до сих пор не может расплатиться за них. «Он не отпускает Айка. Говорит, пока не заплатишь, никуда отсюда не уйдешь», - рассказала Мери.
А.А.