Армянский терроризм в СССР и после его распада /Часть II/ФОТО/ | 1news.az | Новости
Точка зрения

Армянский терроризм в СССР и после его распада /Часть II/ФОТО/

14:10 - 17 / 09 / 2009
Армянский терроризм в СССР и после его распада /Часть II/ФОТО/

После установления в 1920-23 гг. на Южном Кавказе советской власти и свержения дашнакского правительства в Армении волна армянского террора в регионе пошла на убыль, поскольку большая часть идеологов террора покинула пределы Советского Союза.

Армянские террористические группировки продолжали «оказывать услуги» различным политическим силам в странах Ближнего Востока и вообще там, где появлялись «горячие точки» и пахло «жареным», с легкостью обнаруживался след армянского терроризма. Мы не будем затрагивать общедоступные факты деятельности армянских террористов и приведем малоизвестные примеры актов террора на советской территории.

В частности малоизвестно, поскольку в советское время не любили «выносить сор из избы», то, что армянскими террористами осуществлены 8 января 1977 года в Москве сразу три взрыва: в метро (станция «Первомайская»), магазине № 15 Бауманского района, на улице 25 Октября. В результате терактов погибло 7 (по другим данным 29) человек, 37 было ранено. Советские спецслужбы пытались найти группу террористов, совершивших эти злодеяния. А тем временем та же группа террористов намеревалась осуществить серию взрывов в канун праздника 7 ноября (День Октябрьской революции) в том же 1977 году.


Тогда на поиски преступников были брошены лучшие следователи прокуратуры, МВД и КГБ СССР, которые раскрыли немало фактов соучастия влиятельных армянских партийных лидеров в этом громком теракте. Операция получила кодовое название «Взрывники». По собранным осколкам взрывных устройств (ВУ) на месте терактов в Москве следователями были установлены те детали и материалы, которые использовались при изготовлении ВУ. Выяснив места производства и продаж многих из этих материалов, был очерчен круг «подозреваемых» городов: Ереван, Ростов-на-Дону и Харьков. Предположили, что теракты могли устроить украинские или армянские националисты. Позже, в аэропорту Ташкента, один из сотрудников КГБ обратил внимание, что в руках у пассажира находится сумка, идентичная той, которая использовалась террористами. Выяснилось, что сумку сшили в Ереване. Это окончательно сузило круг поисков.

Электросварка бомб была проведена особым электродом, который использовался только на предприятиях ВПК. На основании этого пришли к выводу, что один из террористов работает в «оборонке». Тем временем группа террористов «прокололась» при подготовке нового преступления - ими была оставлена сумка с взрывчаткой на Курском вокзале, благодаря этой оплошности КГБ удалось напасть на след банды. В результате следственного осмотра сумки, где были найдены провода и часовой механизм, так же была обнаружена синяя спортивная куртка с олимпийской нашивкой из Еревана (надеясь, что бомба взорвется, преступники совершили оплошность, оставив личные вещи в сумке).

На ноги была поднята милиция на всех железнодорожных вокзалах и в аэропортах страны в направлении Закавказья. На границе Грузии и Армении, в третьем вагоне поезда № 55 «Москва — Ереван» был замечен черноволосый молодой человек в синих спортивных брюках (от того же костюма, что и синяя куртка), при нем не оказалось верхней одежды, не было при нем также документов и дорожных вещей. Это был рабочий Акоп Степанян (1949 г.р.). Ехал он вместе со своим товарищем — художником Завеном Багдасаряном (1954 г.р.). Цель поездки в Москву Степанян и Багдасарян объяснить не могли. Их обоих этапировали в Ереван. Позже мать Степаняна опознала сумку своего сына, в которой находилась бомба. Обыски на квартирах задержанных выявили аналоги бомб, которые совпадали с московскими. После ареста Акопа Степаняна и Завена Багдасаряна был установлен и третий член группы - Степан Затикян. Все трое в 1979 году приговорены к смертной казни и расстреляны.

По данным следствия, Степан Затикян был главным организатором и руководителем терактов, Степанян и Багдасарян — их непосредственными исполнителями. Затикян основал совместно с художником Айканузом Хачатряном и студентом Шагеном Арутюняном нелегальную «Национальную Объединенную Партию Армении». НОП была националистической группой, ставившей целью создание независимой Армении с включением земель Турецкой Армении; выход из СССР предполагался с помощью плебисцита. Группа развила активную подпольную деятельность, имела собственную типографию и выпускала газету «Парос» («Маяк»). В 1968 году основателей НОП, а также нескольких их последователей арестовали и судили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и за участие в «антисоветской организации». В 1972 году, после отбытия заключения, Затикян стал работать на Ереванском электромеханическом заводе; к деятельности НОП не вернулся, считая ее бесперспективной; в 1975-м подавал заявление о выходе из советского гражданства и добивался выезда из СССР, но получил отказ.

Сохранилась видеозапись с выступлениями Затикяна на суде:

«Я уже неоднократно заявлял, что я отказываюсь от вашего судилища и ни в каких защитниках не нуждаюсь. Я сам есть обвинитель, а не подсудимый. Вы не подвластны меня судить, поскольку жидороссийская империя — не есть правовое государство! Это надо твердо помнить».

Затикян закончил свою речь призывом на армянском языке:

«Передайте другим, что нам остается месть, месть и еще раз месть!».

24 января был зачитан смертный приговор, 30 января приговоренные были расстреляны. Единственной информацией о суде и приговоре в центральной печати была краткая заметка в «Известиях» (31 января 1979), где упоминалась только фамилия Затикяна. В самой же Армении руководство пыталось замалчивать этот факт. Как отмечает бывший начальник 5-го управления КГБ СССР Филипп Бобков, «по указанию первого секретаря ЦК компартии Армении Демирчяна ни одна газета, выходившая на армянском языке, не опубликовала сообщения о террористическом акте», К.Демирчян препятствовал следствию, но однако впоследствии после предъявления доказательств согласился с выводами следственной группы.

В период распада СССР и разжигания Карабахского конфликта армянские террористы раскрыли свои «таланты» по полной. При этом шла охота на советских партийных деятелей, военных чинов, пытавшихся прекратить физическое уничтожение и изгнание азербайджанцев из Карабаха. В апреле 1991 года подполковник внутренних войск Владимир Блахотин убит террористами армянского происхождения. Идеолог и организатор убийства — Акоп Багманян заявил, что карабахские армяне приговорили бывшего военного коменданта НКАО генерала Сафонова к смерти. Террористы пытались выяснить адрес и номер автомобиля Сафонова, но по ошибке (на КПП части, где служили Сафонов и Блахотин) был указан номер автомобиля Блахотина.

Армянские террористы в 1990-91 гг. совершили аж 6 попыток покушения на Виктора Поляничко, который в 1988—1991 гг. был 2-м секретарем ЦК Компартии Азербайджана, а с 1990 года возглавлял Оргкомитет по Нагорному Карабаху. Его деятельность сильно затруднила аннексию армянами Карабаха и усложнила «работу» армянских террористов в этом регионе. Окончательное решение о совершении терактов было принято, скорее всего, в ноябре 1990 года, когда Поляничко и Сафонов не пошли на уступки националистически настроенным лидерам армянских сепаратистов и заметно активизировали политическую и силовую деятельность, направленную на стабилизацию обстановки в регионе Карабахского конфликта. Полевые командиры и лидеры националистических движений и не скрывали, что теракты готовятся.

Как отмечается в книге Татьяны Чаладзе «Карабахский геноцид: Обреченный Ходжалы» со ссылкой на российские источники и СМИ, была предпринята попытка взрыва его вагон-салона на ж/д станции в Ханкенди (Степанакерт); совершены выстрелы из гранатомета по зданию комендатуры и оргкомитета в Ханкенди 23 февраля и 10 мая 1991 года. Затем произошло падение автомашины Поляничко в пропасть и гибель шофера при невыясненных обстоятельствах летом 1991 года. Вслед за этим обстрел вертолета и взрыв автомашины оргкомитета на улице Ленина в Ханкенди 15 августа 1991 года, и все они не увенчались успехом.

После распада СССР и ухода с должности с 1992 года до июля 1993 года Поляничко находился главным образом в Москве и не вел явной политической деятельности. У террористов «Дашнакцутюн», подчиняющихся жесткой внутрипартийной дисциплине, которая держится на суровой каре за нарушения, не принято отказываться от выполнения решений главарей. Но после теракта в московском метро в 1977 году (дело Затикяна и других) руководство «Дашнакцутюн» запретило проведение диверсионно-террористических акций непосредственно в Москве - видимо, опасаясь пошатнуть прочные устои московского армянского лобби. Поэтому Поляничко, находясь в Москве, мог спокойно жить и работать. Но как только он получил назначение на Кавказ в Северную Осетию на должность главы Временной администрации, в Ереване и Ханкенди начали усиленно готовиться к теракту.

В Северной Осетии 1 августа 1993 года в результате террористического акта и погиб Поляничко. Служебная машина, на которой он направлялся на переговоры с ингушскими полевыми командирами, была обстреляна неизвестными. В теле Поляничко судмедэкспертами было обнаружено 15 огнестрельных ран. Вместе с ним были убиты начальник Владикавказского гарнизона, командир 42-го армейского корпуса генерал-майор Анатолий Корецкий и офицер антитеррористической группы Главного управления охраны «Альфа» старший лейтенант Виктор Кравчук. Еще четверо военнослужащих получили ранения.

По имеющимся данным, непосредственная организация и проведение акции были поручены заместителю начальника отдела разведывательных операций на территории противника Главного управления национальной безопасности Армении (бывший КГБ Армянской ССР) подполковнику Джану Оганесяну, который закончил Высшую школу КГБ СССР им. Дзержинского, где прошел спецподготовку разведчика-диверсанта. В 1990-91 годах КГБ Армении направлял его в НКАО для проведения совместной работы с оргкомитетом, военной комендатурой КГБ СССР и КГБ Азербайджана по разоружению незаконных вооруженных формирований. Но одновременно с этим Оганесян поддерживал связи с АРП «Дашнакцутюн» и тайно участвовал в подрывных акциях, направленных на дестабилизацию обстановки в НКАО. По роду официальной службы Оганесян был вхож в комендатуру и оргкомитет и мог встречаться с Поляничко.

По некоторым сведениям, к участию в теракте против Поляничко и Корецкого Оганесян привлек ингуша, захваченного армянами в плен в Нагорном Карабахе. В качестве бойцов в террористическую группу, вероятнее всего, были привлечены боевики-смертники из армянского бандформирования «Арабо» и боевики из отряда имени полевого командира Шагена Мегряна. Оба отряда действовали в Шаумяновском (Геранбойском) районе Азербайджана и Мардакертском районе НКАО. (Сейчас отряд шаумяновских боевиков выведен на территорию Армении и имеет статус войсковой части армянских вооруженных сил).

В 1993 году, уже после покушения на Поляничко, Оганесян был арестован в Москве сотрудниками Управления по борьбе с терроризмом Министерства безопасности РФ (ФСК-ФБС) и Главной военной прокуратуры по обвинению в организации диверсионных акций на железнодорожном и трубопроводном транспорте на территории Азербайджана и Дагестана. Его аресту предшествовало разоблачение на территории Азербайджана некоего Хатковского, совершившего диверсии на Азербайджанской железной дороге. Вместе с Оганесяном к уголовной ответственности были привлечены еще два террориста армянской национальности, один из которых, майор Симонян, являлся бывшим консультантом отдела по борьбе с терроризмом ФСК.

В марте 1996 года Оганесян был приговорен к шести годам лишения свободы и этапирован в ИТК для иностранцев (Мордовия, ст. Потьма-Дубровлаг), Симонян - к 3 годам, но освобожден в зале суда из-под стражи, так как ему был засчитан срок предварительного заключения. По имеющейся информации, в Армении, куда он выехал, ему было присвоено звание полковника.

Отметим, что следователи Главной военной прокуратуры РФ под руководством генерал-майора юстиции Духанина столкнулись при расследовании дела с сильным противодействием со стороны армянского московского лобби и связанных с ним российских политиков. В Москву для решения вопросов по делу арестованных трех армянских разведчиков прилетал сам президент Армении Левон Тер-Петросян. Были отстранены от своих должностей посол России в Ереване и посол Армении в Москве. Вскоре после этих событий в Армении была запрещена деятельность партии «Дашнакцутюн», и она снова перешла на нелегальное положение. Но после расстрела в 1998 году армянского парламента армянскими же террористами, унесшего жизни ряда влиятельных политиков, через некоторое время последовала отставка президента Тер-Петросяна. А пришедший к власти Кочарян, видимо, в знак благодарности дашнакам за оказанную «помощь», вновь легализовал деятельность «Дашнакцутюн» в Армении.

По большому счету Армения - одна из редких стран мира, где на государственном уровне проповедуется и поддерживается идеология терроризма. В частности в Армении проводились помпезные мероприятия по случаю 50-летия со дня рождения террориста всемирно «известной» организации ASALA Монте Мелконяна, именуемого в этой стране национальным героем, который является учеником главного террориста XX века Рамироса «Шакала». Именами террористов называются улицы, парки, школы, предприятия в Армении. Есть школа, улица и музей имени Мелконяна. В Армении действует Фонд имени Мелконяна, которым руководит жена террориста - Седа Мелконян. Именем бандита назван и один из диверсионных центров Министерства обороны Армении

Для прояснения деталей личности Мелконяна достаточно было просмотреть сами армянские сайты, которые не скрывают его принадлежности к одной из самых одиозных террористических организаций XX века. К примеру, на армянском сайте Fedayi.Ru приводится список терактов (в армянской интерпретации они именуются не терактами, а подвигами) Мелконяна. Отсюда можно узнать, что Мелконян (он же «Аво»), являвшийся одним из лидеров террористической организации ASALA, спланировал и организовал террористическую операцию «Ван» (захват консульства Турции во Франции 24 сентября 1981 г.), а также ряд других терактов против турецких объектов на Ближнем Востоке и в странах Европы.

Одним из самых жестоких терактов ASALA считается взрыв в парижском аэропорту «Орли» 15 июля 1983 года. В результате этого теракта погибло 8 человек и 60 получили ранения. В ноябре 1985 г. Мелконяна арестовали в Париже и приговорили к 6 годам заключения (правда, через 3,5 года ему удалось выйти на свободу).

Затем террорист перебирается в Армению, где его способности оказались востребованными – Мелконян выступает одним из организаторов терактов на территории Азербайджана. По имеющимся данным, группировка Мелконяна отличилась особыми зверствами в отношении заложников из числа граждан Азербайджана. В июне 1993 года подразделения азербайджанской армии в ходе проведенной контртеррористической операции уничтожили террориста.

Ризван Гусейнов

Ниже приведены документы из книги Татьяны Чаладзе «Карабахский геноцид: Обреченный Ходжалы», доказывающие причастность армян к покушению на Поляничко

Продолжение следует…

Для просмотра лучшего вида нажмите на фото

Поделиться:
25488

Последние новости

Все новости

1news TV