После Brexit: сторонники отделения «бегут как крысы с корабля»
Первые две недели после британского референдума о выходе из Евросоюза – Brexit/Брексит – ознаменовались падением фунта, ажиотажем на финансовых рынках, неопределенностью в обществе и, что самое интересное, неожиданными действиями политиков, агитировавших за отделение от Евросоюза.
Активные сторонники выхода Великобритании из ЕС, за который 23 июня проголосовали 52% британцев, вдруг один за другим уходят с политического поля боя.
Как отметил один из депутатов Европарламента, все это напоминает «бегство крыс с корабля».
Так, к примеру, лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж, порядка 20 лет боровшийся на выход страны из ЕС, объявил 4 июля, что подает в отставку. Такой шаг он объяснил «желанием пожить».
Свой девиз «Я хочу вернуть свою страну» эксцентричный политик развернул теперь в свою сторону, заявив: «Я хочу вернуть свою жизнь». По его словам, победа сторонников выхода из ЕС означает, что он добился реализации своих политических амбиций.
По словам Фараджа, роль лидера UKIP была непростой, но это того стоило. Он добавил, что останется депутатом Европарламента, пока будут идти переговоры о выходе Великобритании из ЕС.
«Мы отправляем в ЕС 350 млн. фунтов в неделю. Давайте финансировать нашу национальную систему здравоохранения вместо этого», - было написано на рекламных автобусах сторонников Брексита.
Однако, как говорится в репортаже Би-би-си, после референдума Найджел Фарадж признал невыполнимость обещаний, написанных в рамках агитации. Наутро после оглашения итогов он заявил в эфире программы «Доброе утро, Британия» на телеканале ITV, что не может гарантировать, что эти деньги пойдут на здоровье британцев.
Другой активный сторонник Брексита – бывший мэр Лондона Борис Джонсон – который считался главным кандидатом в преемники Дэвида Кэмерона, неожиданно снял свою кандидатуру
«Я считаю, что этим человеком не могу быть я», - заявил Борис Джонсон 30 июня перед публикой, за считанные минуты до окончания срока выдвижения кандидатур на пост главы Консервативной партии, и, соответственно, нового премьер-министра.
Как передают Би-би-си, суть речи бывшего мэра заключалась в следующем: «Нашу страну ждет блестящее будущее вне Евросоюза, но я ее туда не поведу».
Являясь одним из лидеров движения Vote Leave («Голосуй за выход»), Борис Джонсон стал объектом новостных репортажей и в день оглашения результатов референдума. Тогда его перед домом в течение нескольких часов ожидали журналисты, ожидая комментариев, однако политик вышел, не сказав ни слова, сел в машину и уехал под свист толпы.
Би-би-си со ссылкой на британских комментаторов также отмечает, что лидер UKIP Найджел Фарадж и экс-мэр Борис Джонсон попросту «умыли руки», испугавшись ответственности.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, выступая 5 июля на сессии Европарламента в Страсбурге, обвинил Фараджа и Джонсона в не патриотизме.
«Вчерашние герои Брексита – печальные герои сегодняшнего дня, - цитирует Юнкера британская Guardian. – Те, кто содействовал созданию нынешней ситуации в Великобритании, теперь отступают. Патриоты не сдаются, когда наступают трудные времена. Они остаются».
Действующий пока премьер Дэвид Кэмерон, инициировавший референдум, сразу же после оглашения результатов объявил, что подает в отставку. Он пообещал, что покинет свой пост до конца лета.
Сам Кэмерон выступал за сохранение членства страны в Евросоюзе, хоть и при условии большей автономии и меньшей зависимости от политических решений Брюсселя. По мнению Кэмерона, членство Британии в ЕС – это вопрос и безопасности, и экономики. «Просто так от единого рынка, составляющего четверть мировой экономики, не отказываются», - отмечал он ранее.
Однако мнение жителей Великобритании, которые высказались за выход из ЕС, необходимо уважать, сказал Кэмерон после оглашения результатов голосования: «Сомнений в результатах быть не должно».
Проведение референдума о дальнейшем членстве Британии в ЕС было одним из предвыборных обещаний консерваторов во главе с Кэмероном перед всеобщими выборами 2015 года. Учитывая общую тенденцию общественного мнения в Великобритании, политологи полагают, что обещание было сделано для того, чтобы не уступить голоса избирателей радикальной партии UKIP, которая в тот период набирала популярность.
«Независимо от того, каких успехов достиг Дэвид Кэмерон за шесть лет пребывания у власти, он навсегда останется в нашей памяти как премьер-министр, который вывел Великобританию из Европейского союза», - передает Би-би-си.
«Это странная эпитафия для политического лидера, поклявшегося однажды покончить с антиевропейскими настроениями в своей партии. Вряд ли он хотел остаться в истории именно таким», - также говорится в репортаже.
Уровень деловой уверенности в Британии резко снизился после референдума, свидетельствует исследование социологического агентства YouGov и Центра экономики и бизнес-исследований (CEBR).
Доля компаний, которые пессимистично смотрят на перспективы британской экономики, увеличилась вдвое в течение недели после голосования. До референдума этот показатель составлял 25%, тогда как после него поднялся до 49%. Спад деловой уверенности может заставить компании отказаться от инвестиций и найма новых сотрудников.
Блогер Би-би-си Алиса Графтон – английский нотариус и партнер своей фирмы в лондонском Сити – описывает последствия референдума как «шок, сумасшествие, потрясение».
«Кто эти люди, которые проголосовали за выход? - с изумлением спросил автора партнер по фирме. Примерно такие же чувства выражали и клиенты Алисы, пишет она.
Также автор блога цитирует одного из начальников в крупном инвестиционном банке, который сказал: «Я не знаю ни одного человека, который хочет выхода из ЕС». Коллега Алисы из крупной юридической фирмы в надежде предположил: «Может быть, ошибка в подсчетах…»
Однако в комментариях к блогу высказались многие сторонники Брексита. Они утверждают, что за сохранение членства в ЕС могли проголосовать лишь финансисты из Лондона, которые не хотят потерять прибыль, или же студенты, которые пока «не вступили во взрослую жизнь» и воодушевлены идеями единства, свободного передвижения по Союзу…
На самом же деле, пишут читатели блога, членство в ЕС для простых британцев выливается в переполненные школы, бесконечные очереди к врачам, недостаток социальных пособий. «Не Евросоюз плох, а его политика не продумана» - таково мнение сторонников Брексита.
На фоне политических и общественных шатаний первых двух недель после референдума лондонская юридическая фирма Mishcon de Reya, представляющая интересы группы бизнесменов и ученых, объявила 3 июля о начале процесса оспаривания итогов референдума.
По мнению клиентов фирмы, которые приводятся в репортаже Би-би-си, в соответствии с британской конституцией только акт парламента может запустить процесс выхода из ЕС в рамках 50-й статьи Лиссабонского договора. Любой премьер-министр, который принимает это решение самостоятельно, нарушает Акт о европейских сообществах 1972 года, в котором было прописано вхождение Британии в ЕС и влияние соглашений ЕС на местное право.
Для отмены одного законодательного акта нужен другой законодательный акт, отмечают в Mishcon de Reya.
1news.az
Материал подготовлен на основе репортажей британской телерадиокомпании Би-би-си и The Guardian