Вафа Гулузаде: «В Иране понимают, что очень многое зависит от того, насколько успешно будет борьба с военным присутствием США в Ираке»
Сегодня день захвата Багдада, происшедший в ходе начавшейся 20 марта 2003 войсковой операции «Иракская свобода» (от англ. Operation «Iraqi Freedom»; араб. الحرب على العراق) — вооруженная интервенция антииракской коалиции во главе с США в Ираке, с целью свержения Саддама Хусейна.
9 апреля, ровно четыре года назад, был захвачен Багдад. Кампания продолжалась 43 дня и закончилась 1 мая. Вторжение послужило началом к затяжной иракской войне о последствиях, которой для региона Ближнего Востока и всего мира в целом с нами поделился, политолог Вафа Гулузаде.
Ирак являлся звеном в цепи плана по установлению контроля США над энергоресурсами Ближнего Востока, заявил 1news.az политолог Вафа Гулузаде.
Подобным способом Белый дом пытается подавить очаги антиамериканских и антиизраильских настроений на Ближнем Востоке. Насколько это удалось, можно будет сказать после завершающей фазы этого плана, захвата Ирана и смены тегеранского режима, отметил политолог.
Получив контроль над энергоресурсами Ирака, США опередили в этом вопросе Россию и Китай, которые имели свои планы по использованию энергосырья в интересах своей политики.
Главной проблемой для Белого дома стало разрастание радикального антиамериканского движения в лице различных исламских группировок в Ираке. Эта страна стала ареной столкновения между радикальными вооруженными группировками, спонсируемыми извне и коалиционными войсками. По сути, это настоящее партизанское движение, бороться с которым методом силы не имеет смысла. Немалую роль сыграл и менталитет иракцев, отличающихся непримиримостью и жесткостью в подходе к вопросу захвата их страны со стороны США.
Нельзя не учитывать и фактор шиитской идеологии, на протяжении веков вдохновляющей иракский народ на борьбу с несправедливостью и чужеземной агрессией. При этом, естественно, соседний Иран делает все возможное для всесторонней поддержки иракских шиитов в борьбе с коалиционными войсками.
В Иране понимают, что очень многое зависит от того, насколько эффективно и успешно будет проводиться борьба с военным присутствием США в Ираке, можно сказать, что в первую очередь в интересах тегеранского режима, чтобы американские войска поглубже, «застряли» в иракском конфликте. Белый дом, сам того не желая, уничтожив режим Саддама Хусейна, усилил роль Ирана в регионе, чем дал повод тегеранскому режиму более активно претворять свою ядерную программу и проводить масштабную антиамериканские внешнеполитические акции наподобие «братания» с южноамериканскими странами и т.п.
Иран, по образному выражению, является «сердцем» Ближнего Востока, откуда генерируются идеи и мысли, неприемлемые для США и его внешнеполитического курса. По мнению Белого дома, тегеранский режим является главным вдохновителем и спонсором очагов противостояния американской экспансии на Ближнем Востоке. Свергнув нынешний иранский режим, США надеются на значительное ослабление военного противостояния своей политике в Ираке, Сирии, Ливане, в палестино-израильском вопросе.
В мире идет жесткая борьба за тотальное господство, ключом к которому в первую очередь является обладание источниками и транзитом энергоресурсов. В данный момент США на голову опережают все другие сильные страны мира, как в военно-промышленной сфере, так и в финансово-технических возможностях, и эти факторы позволяют Белому дому уверено говорить об однополярном управлении миром. Подчинение глобального мира США проводят при помощи внедрения наиболее совершенной на сегодняшний день модели демократического общественного развития. Прагматизм плюс свобода личности являются девизом, под которым Белый дом претворяет свою внешнюю политику, резюмировал Гулузаде.
Ризван Гусейнов, 1news.az