Le Figaro: Тройка, семерка, туз Владимира Путина
Самое меньшее, что можно сказать - это то, что Россия застала США и Запад в целом врасплох, предлагая вместо установки американского противоракетного щита в Центральной Европе совместное использование Вашингтоном и Москвой, радиолокационной станции в Азербайджане. На следующий день после встречи между Бушем и Путинном в G8, эксперты и политические деятели выражали по этой щекотливому вопросу смешанные чувства интереса, удивления, и сдержанности.
"Я думаю, что Соединенные Штаты были, как и я повержены в замешательство, потому что мы ожидали скорее возникновения трений по этому вопросу, чем такое предложение, "- заявил 11 июня Бруно Груселль, эксперт Фонда стратегических исследований. "Один из вопросов - сделала ли Россия это предложение с целью начать настоящее сотрудничество или с целью просто предотвратить развертывание американского антиракетного щита в Центральной Европе?", - добавил он.
Пока эффект неожиданности и ясное желание не позволить отношениям России и Запада соскользнуть к новой холодной войне, в то время когда Кремль укрепляет свои позиции, побуждают Запад предоставить России презумпцию невиновности. Джордж Буш назвал предложение «интересным», а советник по национальной безопасности Белого дома Стивен Хадлей - "отважным". " Много людей не хотят видеть Россию и Соединенные Штаты спорящими, что причиняет вред отношениям двух стран", - сказал президент США. - Россия - большая страна, и Соединенные Штаты - также. Лучше всего работать вместе".
Президент Франции Николя Саркози говорил о том, что его точка зрения абсолютно соответствует реакции Джорджа Буша на предложение Путина. Сергей Приходько, советник внешней политики Путина, ясно заявил, что он ожидает, что план США по ПРО легко превратится в объединенный проект между этими двумя странами. Азербайджан же заявил вчера, что желает участвовать в переговорах с Россией и США.
Однако, согласно экспертам, проект вызывает несколько вопросов. Габалинская радиолокационная станция в северном Азербайджане, предложенная Путиным, - одна из наиболее мощных в мире. Она охватывает весь Индийский океан, Ближний Восток и большую часть Северной Африки, и может обнаруживать самый маленький запуск ракеты в пределах 6,000-километрового радиуса. Но очевидно она не может заменить развертывание американского противоракетного щита в Центральной Европе, на что намекают русские.
Это то, во что верит эксперт Бруно Груселль. "Габалинская станция очень хорошо расположена, чтобы обнаружить возможные запуски из Ирана",- сказал он. Но он считает " условия использования " станции проблематичными. " Если Соединенные Штаты используют эту российскую станцию, это означает, что эта система будет связана с ее собственной системой управления. Как можно организовать эту работу в этом случае? Соединенные Штаты могут согласиться работать на основе информации, получаемой от России, или это будет совместное управление станцией?
Ранее в 1995 году Соединенные Штаты пытались создать раннюю систему предупреждения совместно Россией, чтобы предотвратить всякого рода «стратегические сюрпризы». Москва отнеслась к этой затее без особого энтузиазма, и проекту не суждено было осуществиться, " – сказал он. Он верит, что вопрос сейчас в том, действительно ли серьезным является это предложение? " Если да, то " почему нет? " Эксперт, предупреждая, напомнил, что "дьявол находится в деталях".
Другое замечание Бруно Груселля касается противоракетной базы, которая, согласно проекту ПРО, будет расположена в Польше. Он верит, что предложение России, вряд ли, будет способно заменить этот планы Вашингтона, потому что Азербайджан слишком близок к Ирану. "Привлекательность польского участка состоит в том, что он раcположен на достаточном расстоянии для любых ракетных атак, которые будут обнаружены и уничтожены", - сказал Бруно Груселль.
Другие эксперты реагируют с большей сдержанностью. Согласно мнению Евгения Волка, главы Московского фонда наследия, предложение Путина - просто хитрость, которой он намеревался «отклонить обсуждение».
Другой французский эксперт, работающий в области обороны, желая остаться анонимным, считает, что такой проект нереалистичен, потому что " в такой чувствительной атмосфере секретности необходимо доверие между партнерами". " Этого доверия недостает, так как отношения между Россией и Западом - более чем посредственные", – заявил он. Политические деятели могут не принимать этот аргумент из упорства, объясняя, что в политике иногда вы должны поставить телегу перед лошадью. Чувствуется, что дебаты закончатся еще не скоро.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az