«Давайте использовать радар вместе», - провокация Путина
Профессор Томас Гольц, специалист по Южно-кавказскому региону из штата Монтаны (США), опубликовал статью в International Herald Tribuneот 19 июня 2007 года.
По мнению профессора, предложение президента Владимира Путина президенту Бушу застало многих врасплох. Однако идея вызывает несомненный интерес еще потому, что альтернативой был выбран именно Азербайджан. По мнению Гольца, идея установить ПРО в Азербайджане - не столь странна, как может показаться на первый взгляд.
Расположение Азербайджана действительно очень удачно для того, чтобы установить раннюю систему предупреждения. Особенно когда Буш беспокоится о возможной атаке со стороны Ирана. Радиолокационная станция расположена за городом Габала, на южном склоне Кавказа. Место довольно удачное, и поэтому Советский Союз выбрал его для установки этой системы.
Советская власть преследовала цель сдерживать возможные агрессивные действия со стороны таких государств как Иран, Турция и Израиль. Станция несколько морально устарела, однако продолжает оставаться «глазами и ушами» России на Ближнем Востоке, ловя тайные сигналы, как говорят, даже из Каира, Омана и Индийского океана.
По словам Томаса Гольца, станция - яблоко раздора между Азербайджаном и Россией, поскольку она являет собой последний признак российского военного присутствия в Азербайджане. Другой источник трений - требование, часто повторяющееся местными средствами массовой информации, что радар испускает радиацию, которая причиняет вред, начиная от бесплодия, заканчивая раком.
Все российские боевые части оставили Азербайджан в 1993 году. Ученый отмечает, что российские генералы, очевидно, полагали, что они скоро вернутся, чтобы восстановить зону влияния. Однако они были отвергнуты лидером, которого они поддерживали. Гейдар Алиев, бывший член Политбюро и генерал КГБ, видел будущее Азербайджана в сотрудничестве с Западом и отказался впускать русских военных обратно.
Осталась только Габалинская станция. После того, как Баку согласился в 2006 году продлить арендный договор относительно Габалинской станции в течение еще одного десятилетия, заместитель министра иностранных дел Араз Азимов иронизировал, что московские военные так или иначе прокрались обратно в страну.
Технология в Габале достаточно устарела, и г-н Азимов сказал, что он сомневался, что станция будет все еще функциональна через пять лет.
По словам Гольца, после развала Советского Союза в 1991 году Азербайджан впал во внутренний политический хаос и проигрышную войну с соседней Арменией.
Обращение к Соединенным Штатам за поддержкой, включая предложение позволить использование американцами Азербайджана как передовой основы в ее напряженных отношениях с Ираном, было пропущено мимо ушей в Вашингтоне. Но нефтяное богатство, приобретенное за прошлые несколько лет, и стабильность, которая появилась уже при Алиеве и продолжается при его сыне Ильхаме Алиеве, изменила Азербайджан в глазах Запада в лучшую сторону, куда более лучше, чем в 90-х годах.
В чем же заключается гамбит Путина? По мнению Томаса Гольца, Путин хочет поместить американский радар в том месте, где он будет «смотреть» не в Россию, а за ее пределы.
Во-вторых, то, что в «уступая» последнюю свою военную часть в Азербайджане Соединенным Штатам, Путин снимет с себя обвинение в «иностранном присутствии» и переложит его на американские плечи.
Профессор подчеркивает, что есть и еще один немаловажный фактор. Введя совместное использование установкой, Россия получит обязательное юридическое присутствие в Азербайджане почти на 15 лет - по крайней мере, до того, пока американцы сами будут присутствовать в Азербайджане (или же покинут страну, как было в Узбекистане).
Гюнель Наджафалиева,1news.az