Новруз Мамедов: «Ильхама Алиева выбирал народ, а не Буш и Путин»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим международным отделом Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новрузом Мамедовым
- Новруз муаллим, тема Габалинской РЛС все еще остается предметом обсуждений и, похоже, надолго. На последнем заседании весенней сессии парламента депутаты вновь вернулись к этой теме. Некоторые депутаты даже сочли целесообразным посвятить ей отдельное заседание. В то же время оппозиционные партии потребовали закрыть Габалинскую РЛС. Хотелось бы узнать ваше мнение.
- Я нормально отношусь к деятельности оппозиции. В Азербайджане, как и во всех демократических обществах, оппозиция должна быть и она есть. Однако оппозиционные силы в своих определенных инициативах и предложениях не принимают в расчет стратегические, национальные интересы страны. Главная программная компонента внутренней и внешней политики президента Азербайджана заключается в том, чтобы обеспечить будущее независимого Азербайджанского государства, его необратимость. К сведению: система международных отношений крайне сложна. Она требует углубленного анализа. В этой области человеческой практики и духа присутствуют элементы беспощадной конкуренции. И поэтому дальновидность - необходимое условие международной политики. Дальновидность наличествует, если реализуется глубокая и всесторонняя экспертиза текущей и перспективной политики. В этом плане споры вокруг дальнейшей судьбы Габалинской РЛС показательны.
Может быть, у главы Азербайджанского государства также имеется мнение насчет того, что через какое-то время Габалинскую РЛС нужно закрыть. Однако еще раз хочу отметить, что в сегодняшней ситуации выдвижение такого предложения есть «штрейкбрехерство», то есть предложение, оборачивающееся дисфункцией политического процесса. Каждое предложение, каждое решение имеет свою временную протяженность, свой темпоритм. Запоздалое решение, будучи ошибочным, плодит новые, куда большие ошибки.
- Оппозиционные СМИ муссируют версию о том, что в 2008 году шансы Ильхама Алиева на победу будут крайне небольшими, поскольку истекают полномочия двух президентов, положительно относящихся к Ильхаму Алиеву - США и России. Насколько эта версия аргументирована?
- Забавная версия. Оппозиция должна вести себя так, чтобы не подвергаться справедливым насмешкам. Президента Азербайджанской Республики ни Дж. Буш, ни В. Путин не выбирали. Президент страны пользуется легитимной поддержкой только одного субъекта политики – азербайджанского народа. Сегодня все опросы общественного мнения, проводимые во властных и оппозиционных кругах внутри страны и за ее пределами, свидетельствуют: рейтинг поддержки президента колеблется между 73 – 81%. Отсюда следует, что курс президента укоренен в азербайджанских государственных и народных интересах, он не определяется и не может определяться соображениями Дж. Буша или В. Путина.
Президент Азербайджана налаживает связи между Азербайджаном и США, между Азербайджаном и Россией, между Азербайджаном и другими государствами. И если, при этом, возникают личные приязненные отношения, то они дополняют благие цели нашей дипломатии. Наши оппозиционеры почему-то ревниво воспринимают искренние, добрые личные отношения президента Ильхама Алиева с кем-либо из зарубежных коллег. Оппозиционеры недоучитывают тот факт, что в оценке международной политики нельзя давать волю эмоциям. Мои пожелания оппозиционерам, чтобы они были добросклонными, конструктивными конкурентами. Нельзя добиться успеха, если ты аккумулируешь в себе мстительные, недобрые мысли и чувства, если ты не преисполнен благих намерений в отношении к народу. Я спрашиваю: с кем из глав государств наш президент не состоит в дружеских отношениях? Таковыми были его отношения с Жаком Шираком.
Но разве отсюда следует, что после его ухода последнего, президент не может состоять в аналогичных отношениях с Николя Саркози? Недавно страну посетил президент Польши. Он после единственной обстоятельной беседы с нашим президентом сказал представителям СМИ, что до сих пор не вел столь интересной, обстоятельной, глубокомысленной беседы. Думаю, в дополнительных объяснениях нужды нет. Вместе с тем, мне, как политику, понятен глубокий смысл этих откровений. Президент Польши встречался со многими главами государств мира и нигде таких слов не употреблял. В своих откровениях польский президент не одинок. Я участвую во встречах президента с главами других государств и бываю свидетелем того сколь высок уровень их отношений к нашему государству, к главе государства.
Добавлю к сказанному: внутренний и внешний политический курс главы государства сегодня являет собой образец суверенного, сбалансированного политического курса в евразийском пространстве. При этих словах я хочу напомнить ранее сказанное о характере и содержании международных отношений как многосложных, пронизанных силовыми линиями конкуренции, что, в общем-то, естественно. Каждое государство думает о своем будущем в мире, в котором ресурсы ограничены и неравномерно распределены. Надо принять во внимание положение богатого ресурсами Азербайджана в значимом для мировых актеров геополитическом пространстве. У нас непростое пограничное соседство, мы - мусульманская страна. Все эти факторы находятся в сложных взаимопереплетениях.
И в данном аспекте, при учете этих факторов – пространства, ресурсов, соседства и религии – мы вправе сказать: мы самая образцовая светская страна в мусульманском мире. Взять, к примеру, для сравнения историю стран на постсоветском пространстве за последние 15 лет. И вы убедитесь в том, насколько высоки темпы нашего поступательного движения, что само по себе не дается легкой ценой. У нас налажены хорошие, дружеские отношения со всеми странами мира, за единственным исключением – с Арменией. Мы и впредь будем продолжать эту внешнеполитическую линию, будем сохранять эту позицию. Вот почему выдвигать такого рода версии, вроде той, что шансы на переизбрание нашего президента зависят от зарубежных политиков, значит попасть в смешное положение из-за политической ревности. Ничего кроме сарказма эта позиция не вызывает.
- Недавно председатель ОБСЕ, будучи с визитом в Азербайджане, предложил в качестве инициативы диалог власти и оппозиции. В ответ лидеры оппозиции объявили о своем согласии вести диалог на двух ограничительных условиях: только с президентом и только по вопросу Нагорного Карабаха. Как вы относитесь к такому предложению?
- Каким может быть результат дебатов по Карабаху с лидерами оппозиции? Какой здесь резон? Надо ли говорить о контактах после сдачи ими Карабаха? Я принимал самое близкое участие в событиях тех лет и теперь, вспоминая, хочу впервые сказать: люди, которые желают обсуждать карабахский вопрос, в то время ради своих корыстных целей шли на немыслимые авантюры. Ради того, чтобы заполучить какую-либо должность они сдавали врагу район – и добились своего. Сегодня эти люди пребывают в добром здравии и помнят содеянное ими. Во-первых, я хочу, припоминая им историю, добавить: нет смысла вести с вами досужие разговоры о Карабахе. Во-вторых, советую им отнестись к себе с должной мерой самокритичности, оценить свой статус и, лишь затем выносить решение насчет переговоров. Политический арсенал этих людей иссяк, потому что деятельность «отяжелела» от фатальных ошибок. Народ отвернулся от них, - у них нет базы.
Сегодня они, подобно утопающим, хватаются за соломинку. Я хорошо знаю свой народ, сведущ в его менталитете. Если бы оппозиция располагала умственным потенциалом, то встала бы на почву конструктивного диалога: критиковала власть за недостатки, - и это необходимо, - но, вместе с тем, честно признавала ее достижения. Народ всегда оценит совестливость и честность. Народ должен опытно познать, что оппозиция в своей критике власти руководствуется любовью к Отечеству, печется о благе народа. Но этого нет и в помине. За оппозицией таких достоинств не числится.
Я слежу за публикациями в прессе и могу с уверенностью заявить, что личные и узкопартийные интересы затмили им разум. Здесь корни их разногласий, неспособность прийти к согласию. Пусть решат эту первостепенную задачу и уж затем продекларируют свои проекты касательно судеб народа и государства. Эту органичную неспособность договориться они прикрывают авантюристическими заявлениями и погромной очернительной пропагандой в своих газетах. Прибегают к клевете и оскорблениям, к моральному террору, подменяя ими демократические нормы печати, то есть легитимное право критиковать недостатки, в том числе в деятельности органов власти. Они сами себя лишили перспектив. В то же время однозначно мое мнение по поводу будущего: рейтинг президента будет еще выше. Все видят положительную динамику перемен, зримые плоды политического курса президента страны: открываются новые рабочие места, вводятся в строй разнообразные новые объекты. Словом, эта политика безальтернативна.
Камиль Гамзаоглу, 1news.az