Новелла Джафароглу: «Мы намерены со всей категоричностью поднять в ПАСЕ вопрос о политических заключенных»
Эксклюзивное интервью 1news.az с сопредседателем Общества защиты прав женщин имени Диляры Алиевой Новеллой Джафароглу
- Судя по информации, вы и еще несколько правозащитников собираетесь в Страсбург... С какой целью?
- С целью участвовать со следующей недели в работе летней сессии ПАСЕ. Хочу напомнить: еще в апреле, во время весенней сессии Ассамблеи представители власти заявляли, что вопрос о политических заключенных будет решен в положительном смысле, то есть будет обнародован указ об амнистии. Хочу напомнить, что мы в то время встречались с членами Рабочей группы и отметили, что не станем поднимать в ПАСЕ тему политзаключенных во имя высших интересов Азербайджана, ради нашей борьбы за Нагорный Карабах. Мы говорили, что не станем настаивать на назначении докладчика ПАСЕ по этой теме.
Однако, по возвращении, мы обнаружили картину, прямо противоположную ожидаемой, – численность политзаключенных даже возросла. Несколько журналистов было арестовано, протестные шествия-митинги, пикеты журналистов пресечены, свобода собраний так и не обеспечена, осудили на длительный срок заключения бывшего министра Али Инсанова и т. д. Как уже известно, на летней сессии ПАСЕ вопросов, связанных с Азербайджаном, не будет. Однако мы, будучи правозащитниками, встретимся с генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом, с президентом Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линденом, с руководителями и членами соответствующих комитетов, будем вести серьезные консультации по всему кругу вопросов правозащитной тематики.
Мы предложим вниманию деятелей ПАСЕ факты нестерпимого положения в этой области. Мы скажем им, что сложившаяся в Азербайджане ситуация с правами человека должна быть разрешена. И все это остается, несмотря на то, что сам Терри Дэвис, равно как и Государственный департамент США, неоднократно выступали с резкими высказываниями в адрес азербайджанских властей относительно положения с правами человека.
- Может ли ПАСЕ, после всех этих демонстраций, включить в повестку летней сессии вопрос о политзаключенных?
- Знаете, сегодня в Беларуси насчитывается 6 политзаключенных. Поэтому весь мир и в том числе Совет Европы считают это государство тоталитарным. А у нас сегодня 53 политзаключенных, однако, мы ведем себя так, словно ничего не случилось, словно мы пребываем в высоченной башне в поднебесье. А причина, без сомнения, кроется в нефтяном факторе.
- До начала летней сессии осталось несколько дней. Можно ли надеяться на то, что Рабочая группа придет к единому решению по политзаключенным? Вы лично будете на этом настаивать?
- Мы всякий раз говорим: соберите членов Рабочей группы. Мы могли бы провести обмен мнениями и выработать единое заключение. Однако наше предложение остается без внимания. Они не идут даже на это. Я не хочу огульно обвинять всех членов Рабочей группы. Там представлены достойные люди. Однако они не хотят, видимо совместно обсуждать вопросы прав человека. Не будем же мы умолять их.
- Вы полагаете возможным назначение руководством Совета Европы нового докладчика по правам человека в Азербайджане?
- Будет ли назначен докладчик или нет, – ничего заранее сказать невозможно. Мы говорили и стоим на том, что будем встречаться со всеми, с кем потребуется. Если же будут дебаты, примем в них участие, – словом, озвучим свою решительную позицию. Мы не отступим до тех пор, пока в Азербайджане не останется ни одного заключенного.
- Что вы скажете по поводу судебного процесса по делу бывшего министра Фархада Алиева?
- Суд над ним с первых же дней ведется с нарушениями законодательства, - сплошь и рядом фиксируются серьезные процессуальные нарушения. Не совсем объективными, с процессуальными нарушениями, были судебные процессы Али Инсанова, журналистов – Эйнуллы Фатуллаева, Ровшана Махмудова, Яшара Агазаде. Мы будем говорить об этом в ПАСЕ, - со всей решительностью, на какую только способны.
- Новелла ханум, вы считаете Фархада Алиева и Али Инсанова политическими заключенными?
- Мы не объявляли Али Инсанова политическим заключенным на стадии подготовки процесса, мы ждали завершения процесса. Вы и сами видите, чем завершился суд. Поэтому мы считаем его политическим заключенным. Применительно к Фархаду Алиеву мы исходим из того же правила, то есть мы ждем завершения процесса. Но уже сейчас можно сказать: если суд будет и дальше вестись в таком режиме, то вполне вероятно, что он будет нами внесен в список политических заключенных.
- Вы подумывали о возможности дать еще один шанс нашей власти и не поднимать вопроса о правах человека, – во имя общенациональных интересов, ради Нагорного Карабаха?
- Представители власти всякий раз выражают по отношению к нам свое равнодушие, они словно не видят и не слышат наших обращений по поводу нарушений прав человека. Наши власти ведут себя сверхсамонадеянно. Поэтому мы либо во имя высших интересов Азербайджана, ради Нагорного Карабаха, нашей государственности придем к согласию, либо же нам надо будет положить конец этой недостойной игре в жмурки.
Камиль Гамзаоглу,1news.az