Насиб Насибли: «Только депутатская группа «Мусават» стоит на почве реальной оппозиции»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом постоянной комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Насибом Насибли
- Считаете ли вы работу парламента на весенней сессии продуктивной?
- Прежде всего отмечу, что ряд законодательных проектов так и остался проектами. В особенности 5-6 важных проектов, среди которых законопроект об образовании, – не были вынесены на пленарные заседания. Не обрел статус закона Кодекс конкуренции, он «замерз» на стадии первого чтения. Самыми важными достижениями следовало бы считать принятие названных законопроектов, но этого не случилось.
Положительным явлением весенней сессии стало решение давно назревшего вопроса о помощниках депутатов. Во всем остальном Милли Меджлис остался тем, чем он был, – он не выполнял своих парламентских функций. В то же время считаю нужным сказать, что меня никоим образом не удовлетворили дебаты по поводу внесения коррекции в госбюджет 2007 года. Я в одном из своих выступлений обозначил проблему времени, отводимого на обсуждение важнейших тем. Так, при записи на выступление 50-60 депутатов каждому выделяют всего 5, в лучшем случае 10 минут. Наряду с этим рабочий день завершается в 6 часов вечера, отчего голосование по законопроектам проводится в спешке, при цейтноте времени. Рабочий график Милли Меджлиса следует коренным образом пересмотреть. В работе парламента бывают такие моменты, когда должны быть выслушаны все мнения и, несмотря на завершение работы в 6 часов, депутаты вправе рассчитывать на продолжение прений. Это правило должно обязательно войти в практику Милли Меджлиса. В целом я считаю, что весенняя сессия могла бы запомниться более интенсивной работой - Милли Меджлис не сумел в полной мере задействовать свой потенциал.
- А как насчет работы депутатской группы «Мусават»? Вы довольны ее деятельностью?
- Нам не приходится на что-либо рассчитывать в этом составе Милли Меджлиса, потому что нас мало. Здесь количество мандатов прямо отражается на наших возможностях. И, тем не менее, на этой сессии депутатская группа «Мусават» была в сравнении с прошлыми сессиями более активна. В особенности в трехминутках по текущим депутатским запросам. В этих процедурах были активны практически все члены нашей группы. Вместе с тем группа «Мусават» представила Милли Меджлису три законопроекта – по Избирательному кодексу и по здравоохранению. Из них два законопроекта вернули нам, заявив, что такого рода законы уже существуют. Считаю, что в координатах двух оценок деятельности – удовлетворительной и неудовлетворительной – группа «Мусават» заслужила первую.
- Вы подготовили еще один законопроект? О чем?
- Об обеспечении деятельности оппозиции. Этот законопроект крайне важен и злободневен.
- Вы полагаете, что такой закон необходим? Но в таком случае и власти могут подготовить и вынести на обсуждение законопроект об обеспечении деятельности властных структур?
- (Смеется...) Ничего удивительного в моем предложении нет. В большинстве стран мира такие законодательные акты есть, к примеру, в Украине, Кыргызстане и других государствах. Нет нужды перечислять эти страны. Мне представляется, что существует потребность в вынесении его на обсуждение и в принятии.
- О каких гарантиях идет речь?
- О гарантиях нестесненной деятельности, как то: свободы собраний, права учреждать политическую партию и т. д. Во всяком случае, не желаю раньше времени детально изъясняться по этой теме. Но вполне вероятен подробный разговор об этом в печати.
- Почти два года работает парламент третьего созыва, но за это время группа «Мусават» осталась в том же составе, она не расширилась количественно. Почему?
- Мы, собственно, таких планов не строили. Считаем, что только депутатская группа «Мусават» стоит на почве реальной оппозиции. В данном смысле присоединения к нам других депутатов пока что не ожидается.
- Но чем вы объясните неспособность или нежелание радикальной и конструктивной оппозиции прийти к взаимоприемлемому соглашению?
- По правде говоря, мы сами себя видим именно в образе конструктивной оппозиции. В то же время у нас нормальные отношения с депутатами, позиционирующими себя в качестве оппозиционных деятелей. Полагаю, что наши отношения должны развиваться в направлении большей согласованности слов и дел.
- В последнее время мы слышим о напряженности в отношениях между группой «Мусават» и депутатом этой группы Ильтизамом Алекперли по поводу представительства в ПАСЕ.
- Эта информация исключительно злокозненного характера, ее искусственно раздули. Вот и вашего внимания к этому вопросу понять не могу. На деле ситуация проста. Когда встал вопрос о представительстве в ПАСЕ, партия «Мусават» и наша группа остановили выбор на моей кандидатуре. Однако руководство Милли меджлиса с целью создать разногласия сообщило о кандидатуре Ильтизам бея, хотя сам он признал достойной мою кандидатуру, как выдвинутую партией. Иными словами, он защитил мою кандидатуру. Моя личная точка зрения такова: считаю, что избранная группой «Мусават» кандидатура достойна защищать интересы оппозиции в ПАСЕ. Вопрос, я повторяю, по содержанию своему примитивен – и довольно это обсуждать.
- Однако определенные заявления Ильтизама Алекперли относительно представительства в ПАСЕ дают основание подозревать наличие внутрипартийных разногласий. И неправильно в этом винить только прессу.
- Что вы имеете в виду? Понять не могу. Ильтизам бей неоднократно заявлял, что подчиняется решению «Мусават», то есть защищает кандидатуру, представленную партией. Что еще сверх того может и должен сказать Ильтизам бей? По-моему, нет особой нужды в иных трактовках.
- Вообще-то вас и Ильтизам бея причисляют к ряду политиков, которые в близком будущем подлежат трансферу в стан власти от «Мусават» и в целом от оппозиции. Насколько это верно?
- Напрасно кто-то придумывает такие версии. Они безосновательны.
- Возможно ли сотрудничество с нынешней властью при определенных условиях?
- О каком сотрудничестве вы говорите? По поводу каких-то предложений ничего сказать не могу. Я депутат Милли Меджлиса и меня мой статус вполне устраивает.
К. Гамидов,1news.az