Eurasisches Magazin: Немецкая деревушка на Кавказе будет привлекать немецких туристов
Хеленендорф - сегодняшний Ханлар - был одной из самых крупных немецких колоний на Кавказе в начале 20-го столетия. Все закончилось в 1941 году, когда Сталин решил депортировать немцев из Азербайджана. Однако тот, кто приедет в Ханлар, может встретиться с его немецким прошлым. "Немецкий винный путь" вновь должен ожить и заинтересовать немецких туристов.
Посещение Хеленендорфа, сегодняшнего Ханлара на северо-западе Азербайджана, начинается с печальной новости: Виктора Кляйна, последнего азербайджанца немецкого происхождения больше нет . 71-летний кавказский немец умер весной 2007 года. Около 200 людей пришли на его похороны, рассказывает сельская жительница Шаргия Вердиева. Он нашел свой последний приют в удивительном месте: слева - горы Малого Кавказа, справа -покрытые снегом вершины большого Кавказа.
Благодаря виноградарству немецкая колония быстро разбогатела
Предки Кляйна были немцами, приехавшими сюда с юго-запада Германии. Из страха перед бедностью и политическим произволом на родине эмигранты искали свое счастье на востоке. Царь Александр I. предложил им эту землю. В 1819 швабы поселились на Кавказе. 130 семей основывали первую немецкую колонию у подножья Малого Кавказа в Азербайджане и назвали свое поселение в честь герцогини Хелены фон Мекленбург-Шверин.
Швабы были очень усердны. Как специалисты по животноводству, земледелию и, прежде всего, по виноградарству, колонисты быстро разбогатели. Продавцы вин и торговцы спиртными напитками, они возделывал превосходный виноград. Они экспортировали кавказское вино в Санкт-Петербург, в Москву и в Сибирь, где их продукция находила хороший сбыт. С экономическим взлетом возрос также и уровень жизни: Хеленендорф в 1912 первой на Кавказе имела электричество, четырьмя годами позднее функционирующую телефонную сеть. До начала Первой мировой войны в Азербайджане было зарегестрировано 8 немецких колоний с примерно 6000 жителями.
Самая чистая деревня на Кавказе
Если кто-то отправится сегодня на автобусе в Ханлар (дорога от столицы занимает около 5 часов), то от его взгляда не ускользнут следы немецкого прошлого: деревня является наверно самой чистой деревней во всем Кавказе. Аккуратные черные мусоросборники, улицы обрамленные деревьями, блестящие на солнце свежевыкрашенные немецкие дома. Не найдете ни одного валяющегося полиэтиленового пакета.
Здесь каждую субботу устраивают швабский Kehrwoche, это по аналогии с так называемым советским субботником. Каждую субботу сельские жители еще обязаны чистить улицы и парки.
Вход в двухэтажный каменный дом покойного Виктора Кляйна на Хелененштрассе отполирован до блеска. Здесь он жил со совей матерью до самой смерти, говорит один из его самых близких друзей Исмайлов Фикрет и ведет посетителей в дом. Его мать запретила ему жениться на азербайджанке. Последний немец в Азербайджане остался таким образом без потомства. Одержимый радиотехник Кляйн и его мать, хотели иметь все немецкое. В стенных шкафах стоят «BrehmsTierleben», «DerletzteMohikaner», старое издание библии и номер немецкой газеты 1979 года. Комната заставлена темной, старой мебелью стиля бидермайер, Посередине гостиной расположились старое пианино и запыленная пластиковая рождественская елка. В подвале еще лежат старый винный пресс и пустая винная бочка. Скоро, однако, это могло бы выглядеть гораздо лучше, говорит Фикрет. Кляйн завещал свой дом немецкому посольству в Баку. Теперь же есть план сделать из его дома музей.
Старая церковь стала музеем
До сих пор старая немецкая лютеранская церковь Санта Йоханнис, которая в центре Ханлара, служит местом сбора для предметов из немецкого прошлого. Церковь в советское время была спортивным залом. Со стен и с потолка крошится зеленая штукатурка. Здесь выставлены горшки, посуда, колыбель и детская кровать. На бывшей стене алтаря висят фотографии, письма и списки, свидетельствующие об участи немецкой колонии. Черно-белые пожелтевшие снимки начала 20 столетия изображают семьи Фрик, Остерле и Райтенбах во время физических упражнений или при сборе винограда.
Однако, швабская жизнь деревни была вскоре закончена. В 1920 году коммунисты упразднили немецкие самоуправления. Предприятия огосударствились, немецкие школы закрылись. По приказу Сталина около 20.000 живущих в Азербайджане немцев уехали в 1941 в Казахстан и Сибирь. Пятилетний карапуз Виктор Кляйн смог остаться. Как рассказывают сегодня сельские жители, его отец был важным партийным работником и главой местной больницы.
Теперь министерство культуры и туризма Азербайджана намерено с помощью Германии возродить немецкое прошлое. При поддержке общества Технического сотрудничества кавказская республика хочет привлекать сюда немецких туристов. Согласно планам Ханлар должен стать центром «немецкого винного пути» в бывших немецких районах поселения и областях возделывания винограда в Азербайджане. Однако в настоящем это поле деятельности принадлежит французам. Сегодня французско-азербайджанское предприятие производит вино и коньяк в регионе.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az