США запускают в Азербайджан «летающую тарелку»
Желающего идти судьба ведет, не желающего - тащит.
Клеанф
На днях в 1news.az появилось сообщение, почему-то оставшееся незамеченным азербайджанскими СМИ, хотя в нем говорилось о новинке техники, которая может перевернуть всю нашу жизнь. Американская компания Moller приступила к производству «летающих тарелок» - маленьких двухместных транспортных средств M200G Volantor, которые, благодаря эффекту "воздушной подушки", смогут парить на высоте до трех метров над землей.
Аппарат уже прошел испытания, сейчас налаживается производство деталей. Компания заявляет, что может выпускать по одному фюзеляжу в день. Диаметр «тарелки» - 3 метра, высота около 1 метра. Максимальная скорость - 160 км/ч, запас хода также составляет 160 километров. В аппарате будут 8 двигателей, но для управления тарелкой не потребуется какого-то значительного обучения и даже специальных прав.
Новую «тарелку» фирма называет «окончательным вариантом внедорожника» и разъясняет, что это транспортное средство может парить над любой поверхностью: землёй, водой, песком, снегом, болотом или полем. На борту будут находиться несколько компьютеров, которые не только ограничивают высоту полёта, но и автоматически выравнивают машину. Используемая топливная смесь не может воспламениться вне двигателя. Топливные баки будут ударопрочные. Стоимость такой «тарелки» составит примерно 90 тысяч долларов, и с 2008 года купить ее сможет каждый желающий.
Баку может спасти только табу
А готовы ли к появлению этой техники в Баку и остальном Азербайджане?
Заметим, что, как и вся используемая человечеством техника, «летающие тарелки» созданы для его блага, но их можно обратить и во зло. К примеру, большинство бытовых убийств в истории человечества совершены кухонным ножом, а волчьи капканы сделали калеками не одну тысячу охотников. Поэтому попробуем предостеречься от ошибок, устранение последствий которых может оказаться нелегким, а то и неосуществимым.
Для этого, давайте представим, что в Баку разрешено передвижение M200G Volantor. Поскольку 90 тысяч долларов – это сумма, в принципе, не такая большая, то обладателями «тарелок» в столице могут оказаться по меньшей мере 20-30 тысяч человек с самыми разными представлениями о культуре вообще, и культуре езды в частности и с неодинаковым отношением к духу и букве закона. Это автоматически влечет за собой постоянное нарушение покоя бакинцев, живущих на первых и вторых этажах.
Легко также предположить, что мы станем свидетелями массы безумных гонок воздушных «автошей», а значит и множества аварий. Причем жертвами таких аварий окажутся не только сами «автоши», но и хозяева поврежденных жилых и нежилых объектов, а также пешеходы, на голову которых в любой момент может обрушиться «кругляш» весом не меньше 400-500 кг.
Новое средство передвижения откроет блестящие перспективы для квартирных воров, причем теперь опасность быть ограбленными, учитывая легкость перелезания с балкона на балкон для любого физически подготовленного молодого человека, резко возрастет для жильцов квартир, расположенных не только на втором, но и третьем и даже четвертом этажах зданий. Возрастет для пешеходов и опасность разбоя, поскольку обладающие «тарелкой» преступники станут куда мобильнее, чем прежде.
Кто-то возразит, что, во-первых, новые средства передвижения получат номерные знаки (причем, скорее всего, в отличие от автомобиля у них будет номер и внизу). А во-вторых, учитывая, что фирма выпускает по одной «тарелке» в день, пройдут годы, пока они появятся в Азербайджане, за которые в США и других развитых станах будет накоплен необходимый опыт.
В ответ напомним, что, несмотря на наличие номерных знаков на всех азербайджанских автомобилях, не говоря уже о целой армии гаишников, число аварий с тяжким исходом отнюдь не сведено к нулю. Нет у нас в запасе и нескольких годов. У той же Moller, согласно законам рыночной экономики, вскоре обязательно появятся конкуренты, которые создадут более совершенные 4-6-местные и движущиеся с большей скоростью модели.
Впрочем, все это компания может сделать и сама, выпустив дополнительные акции с целью привлечь большие инвестиции для резкого модернизации продукции и расширения объема производства. Тогда она будет выпускать уже не одну, а скажем, 100 усовершенствованных «тарелок» в день. Не будем забывать также о глобализации, благодаря которой все, что разрабатывается на Западе (например, новые модели мобильных телефонов, компьютеров, автомашин), в считанные месяцы появляется и в Азербайджане.
Возникает вечно насущный вопрос: что же делать?
Трудно давать рецепты решения не имеющей в мире аналогов проблемы. Но, наверное, стоит сразу в законодательном порядке запретить использование «тарелок», по крайней мере, в Баку, Гяндже и Сумгайыте, как это, думается, сделают в других больших и средних городах планеты. Исключение может быть сделано для президентской охраны, «скорой помощи», а также МЧС и полиции, у которых должно иметься по нескольку аппаратов.
От линии границы до линия огня
Несмотря на то, что запас хода новых летательных аппаратов пока составляет 160 километров, после чего требуется новая заправка, можно, учитывая развитие технической мысли и появления новых материалов, предположить, что в ближайшие годы это расстояние существенно увеличится. То есть можно будет, учитывая, что появятся заправочные станции для «тарелок», перемещаться из одного конца страны в другой, что, безусловно, имеет много плюсов.
Например, частично разгрузятся от движения дороги, обладатели M200G Volantor смогут посещать самые живописные уголки страны, больным в ранее труднодоступных горных селах будет оказываться квалифицированная помощь на месте или обеспечиваться транспортирование их в ближайшую больницу. Существует множество и других плюсов, которые мы намеренно не приводим, чтобы не перегружать статью. Предупредим только об одном: чтобы не допустить их превращения в минусы, должна вестись среди населения широкая просветительская работа, а районным отделениям полиции, «скорой помощи» и МЧС нужно придать, необходимое количество единиц новой техники.
С появлением «тарелок» по понятным причинам может возрасти уязвимость границ Азербайджана. Наверное, чтобы минимизировать такую опасность, аппараты M200G Volantor должны появиться у наших пограничников.
Наконец, о военном аспекте нового чуда техники. Не будем забывать, что мы находимся с Арменией в состоянии войны, и противник периодически обстреливает позиции азербайджанской армии. Если к моменту появления указанной техники в Южном Кавказе нагорно-карабахский конфликт не будет урегулирован, то у оккупантов может появиться возможность обстреливать в ночное время с «тарелок» еще более удаленные от них объекты. Однако куда больше плюсов будет у азербайджанской армии, если ей понадобится силой освобождать оккупированные территории. Впрочем, поскольку, во-первых, автор не военный специалист, а во-вторых, написанное могут прочесть не только в Баку, но и Ереване, не стоит вдаваться в детали.
Заметим только, что наверняка новую технику можно будет покрыть легкой броней, а это поможет, невзирая на минные поля, практически без потерь преодолеть линию огня сразу в нескольких направлениях. В пользу того, что новинка усилит в первую очередь нашу армию, можно уверенно говорить, учитывая несопоставимость азербайджанскую военного бюджета с армянским.
Не кажется неразрешимой и дилемма, которая встанет перед страной – покупать такие «тарелки» или привлечь лучших азербайджанских и зарубежных конструкторов, производить эти летательные средства самим. Думается, что ее сумеют решить, взвесив все «за» и «против», заинтересованные министерства.
Главное же, начать изучать все, связанное с новыми летательными аппаратами уже сейчас, не откладывая это дело в долгий ящик. Как говорил Д. Лоример, «промедление с легким делом превращает его в трудное, промедление с трудным превращает его в невозможное».
Рафаэль Мустафаев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции