Эльхан Нуриев: «Развитие Турции как демократической страны с происламским курсом не устраивает Запад»
В Турции сейчас сложился очень серьезный, даже исторически переломный момент, и весь мир с напряжением следит, какой политический курс возьмет эта стратегически важная в цепи глобальной безопасности страна, сказал 1news.az эксперт-политолог, профессор Эльхан Нуриев.
В первую очередь Евросоюз и США пристально наблюдают, какой выбор сделает Турция – продолжение демократических реформ или постепенный откат к авторитаризму. В вину турецкому руководству ставятся проблемы неравноправия женщин, нацменьшинств: курдов, армян в вопросах участия в политической жизни страны. Западные страны стараются лоббировать участие и победу в парламентских выборах большего количества представителей других наций.
Серьезным фактором дестабилизации является позиция турецких военных, выступающих за проведение войсковой операции против курдских террористов на границе с Ираком. Вопрос вторжения в Ирак стал уже скорее в Турции инструментом политической игры в преддверии парламентских и последующих осенью президентских выборов, чем просто проведением локальной антитеррористической операции. Все, кому не лень, сейчас выступают по этому поводу с различными политическими лозунгами, стараясь заработать себе очки и привлечь внимание потенциальных избирателей, сказал Эльхан Нуриев.
Немаловажен также комплекс проблем сотрудничества Евросоюза и Турции в плане энергетической безопасности, переговоров по вступлению в ЕС. То есть США и ЕС очень сильно давят на нынешнее руководство Турции, используя при этом его противоречия с оппозицией, военными. В Турции идет жесткая борьба за власть, Запад включился в эту борьбу, фактически делая все, чтобы ослабить правительство Эрдогана, которое не может выйти из-под сильного прессинга как военных и оппозиции внутри страны, так и извне в лице западных стран. Тенденция исламизации в политике является основной, пожалуй, причиной прессинга на правительство Эрдогана. Турцию хотят в перспективе поставить на контролируемые жесткие рельсы развития светской модели государства.
По результатам своих многочисленных зарубежных поездок и обсуждений вопросов мировой политики, в частности, касающихся европейской энергетической и национальной безопасности, можно отметить, что во время обсуждений этих вопросов с европейскими экспертами и политологами я неоднократно приходил к выводу, что турецкая политика находится под сильным влиянием и прессингом различных кругов вне самой страны. Здесь первую роль играет политика США, ее региональные интересы на Ближнем Востоке, проводимые антитеррористические кампании, в частности, в Ираке. Эта политика привела к росту напряжения в курдском вопросе, отметил Нуриев.
В частности, очень интересное заявление недавно сделала канцлер Германии Ангела Меркель, сказавшая, что: «Турции еще рано вступать в ЕС, и потребуется не менее десяти лет для сближения позиций по этому вопросу». Или более четкое определение президента Франции Николя Саркози, сказавшего, что Турция никогда не будет в Евросоюзе. В США и Европе определенные руководящие круги хотят видеть Турцию постоянно проходящей всевозможные испытания и тесты на «европеизацию», и тем самым политически надрессировать турецкое руководство к принятию нужных решений.
За всеми этими способами давления на Турцию стоит конкретная цель, которая видна при тщательном анализе и наблюдении за политикой стран Запада. В США и Европе есть крупные аналитики и политологи, работающие на правительства этих стран, которые пишут много различных материалов, рекомендаций, аналитики, используемых лидерами западных стран в своей политике. Раньше они были советологами, а после распада СССР, переориентировались и стали специалистами по регионам постсоветского пространства. Из рекомендаций и аналитики этих специалистов я смог понять, что они не заинтересованы в том, чтобы страны с преобладанием мусульманского населения успешно интегрировались в западные структуры и систему демократических ценностей. Возможно, здесь проглядывает небезызвестная политика двойных стандартов. Многие политологи, прошедшие советскую школу, особенно старшего поколения, не заинтересованы в том, чтобы какая-либо страна с исламской религией стала примером для подражания в плане освоения демократии и свобод по европейским стандартам. В откровенных разговорах со многими этими экспертами я получил приблизительную картину того, почему они не заинтересованы в динамичном развитии мусульманских стран, высказал своё мнение политолог.
Именно религиозный фактор, как это ни странно сейчас в XXI веке, является причиной столь активного противостояния демократическим реформам в некоторых странах. Они не заинтересованы, чтобы в таких альянсах, как Евросоюз и им подобных, активная роль была у стран, подобных Турции, где доминирует исламская религия. Вместе с тем есть небольшая группа молодых экспертов, которые наоборот заинтересованы в том, чтобы такие страны, как Турция, Азербайджан развивались в направлении демократизации и интеграции в западные структуры. Кстати, Азербайджану в этом плане намного легче, мы действительно служим примером толерантности и приверженности светским принципам Запада. Но у Турции совершенна другая ситуация. Тут играет роль и фактор страха перед реставрацией подобия Османской империи, которую долгое время дружно разваливали европейские страны. Турция - большая страна, которую очень непросто интегрировать в какое-либо пространство, в том числе и европейское.
Последние шаги по сближению Турции с Россией говорят о том, что США и Европа «перегнули палку» в политике массированного давления на турецкое руководство. Тут есть фактор обиды турецкой элиты, что мы столько лет потратили на вестернизацию своей страны, повсеместно поддерживали любые политические и военные планы Запада, а результаты оказались совершенно не искренними. Постоянное недоверие и упреки к Турции меняют политический кругозор не только у политиков, но и у простого народа, сказал Нуриев.
Стремление сил извне постоянно манипулировать политическими силами, которые борются за власть, наглядно проявляет себя именно в период выборов. Не секрет, что военная элита, играющая исключительную роль в Турции, находится под контролем Запада.
Это переломный момент для Турции, в котором правительство Эрдогана хочет доказать, что может вести четкую политику в интересах нации и будущего страны. Но провал, произошедший в парламенте во время выборов президента, когда правительство Эрдогана было уверено в том, что Абдулла Гюль станет главой страны, стал первой крупной трещиной в уверенности правящей партии в своих силах. Самоуверенность у правительства Эрдогана уменьшилась, особенно в связи с реакцией военной элиты, что говорит о предстоящей напряженной борьбе за власть в стране. Многое будет зависеть от политических аргументов нынешнего руководства, способных удовлетворить круги внутри и вне страны, от диалога с США и Евросоюзом, которые собираются максимально осложнить жизнь правительства Турции, если оно не пойдет на уступки. Ведь предстоящая задача - набрать большинство в парламенте, это проблема, которую ранее руководство не прогнозировало. Эрдоган имеет широкую поддержку в народе, и важно, как он использует этот фактор, и сможет ли сохранить лимит доверия нации при условии внесения коррективов в свой политический курс, завершил Нуриев .
Ризван Гусейнов, 1news.az