Новруз Мамедов: «Выход России из ДОВСЕ несомненно окажет воздействие на Азербайджан»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим международным отделом Исполнительного Аппарата Президента Азербайджана Новрузом Мамедовым
- Как вы оцениваете результаты выборов в Турции?
- Предсказания их итогов заметно разнились, но лично я ожидал именно данный результат. Надо учесть, что выборы были инициированы правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и, конечно, принимая решение о досрочных выборах, партия исходила в своих соображениях из наличия определенных факторов. Лидер партии Реджеп Тайип Эрдоган верно вычислил настроения избирателей. В самый канун выборов он объявил, что уйдет в отставку, если не получит возможности сформировать однопартийный кабинет. Симпатии турецкого народа к Партии справедливости и развития имеют свой причинный расклад. В последние годы Турция заметно продвинулась вперед в экономическом и политическом развитии, в первую очередь, благодаря политике Партии справедливости и развития. Она оказалась единственной партией, которая дважды подряд выиграла выборы, значительно нарастив количество поданных за нее голосов.
- Первой задачей нового парламента будет избрание президента. По постановлению Конституционного суда Турции в процедуре избрания должны участвовать не менее 367 депутатов Великого Национального Собрания, но в наличии у Партии справедливости и развития всего 340 мандатов. Сумеют ли прийти к согласию парламентские фракции?
- В Великом Национальном Собрании Народно-Республиканская партия имеет 112 мест, Партия националистического движения – 71, независимые депутаты – 28 мест. Мне представляется, что ПСР, находясь на волне электорального триумфа, добьется избрания своего кандидата. Возможные мелкие проблемы будут разрешены, а крупных не возникнет.
- Каким будет воздействие выборов в Турции на азербайджано-турецкие отношения?
- Воздействие будет только позитивным. О негативе и речи быть не может. Президент Ильхам Алиев питает взаимные дружеские чувства к премъер-министру Р. Эрдогану, и в целом эти дружественные личные отношения играют особую роль в развитии азербайджано-турецких отношений. Как известно, состоялись взаимные визиты на уровне лидеров наших стран. Азербайджан и Турция совместно реализуют ряд региональных проектов. Проект Баку-Тбилиси-Карс реализуется по инициативе Ильхама Алиева и при поддержке Реджепа Тайипа Эрдогана. С другой стороны, не будем забывать о глубинных основаниях исторических братских отношений двух тюркоязычных государств. Наши отношения всегда будут пребывать на самом высоком уровне. Альтернативы им нет. После этих выборов отношения будут развиваться по восходящей, связи будут наполняться новыми масштабными и знаменательными событиями.
- Самым заметным событием истекшей недели был выход России из Договора по ограничению обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Реально ли полагать, что этот шаг Москвы отрицательно скажется на общеполитической ситуации на Южном Кавказе?
- Мы всегда заявляли, что внешняя политика Азербайджана сбалансирована, и альтернативы этой политике нет, потому что надо принимать во внимание особенности нашего региона. Азербайджан расположен в крайне чувствительном регионе, это – мусульманская страна, обладающая богатыми природными ресурсами. Азербайджан соседствует с государствами, поведение которых определяется резонами борьбы за национальные и геополитические интересы. Все это диктует Азербайджану необходимость проведения специфичного внешнеполитического курса. Этот курс с успехом проводил в жизнь общенациональный лидер Гейдар Алиев и проводит президент Ильхам Алиев. Выход России из ДОВСЕ несомненно окажет воздействие на Азербайджан. Мы внимательно отслеживаем процессы. Азербайджан как независимое государство стремится внести свой вклад в конфигурацию международных отношений, сформулировать и предложить свои рекомендации. К примеру, мы дали согласие России и США на совместное использование Габалинской РЛС. Это решение нацелено на обеспечение глобальной безопасности, на снижение напряженности между великими государствами. Однако, к сожалению, в последнее время между Россией и США наблюдается определенная напряженность по ряду вопросов. Один из этих вопросов – упомянутый Договор по ограничению обычных вооруженных сил в Европе. Россия протестует по поводу размещения ПРО в Чехии и Польше. Далее, примем во внимание рост напряженности между Россией и Великобританией в связи с убийством Литвиненко. Эти факты должны беспокоить малые государства мира. Если Россия откажется следовать договорному ограничению, то перестанет действовать механизм контроля за размещением вооружения в регионе, что породит определенную угрозу для безопасности Азербайджана. А ведь принципы ДОВСЕ в определенной степени были нарушены фактом размещения Россией баз в Армении. На территории Армении и неподконтрольного Нагорного Карабаха содержится тяжелого оружия вдвое больше, чем предусмотрено по договору. Если Россия утвердится в решении выйти из ДОВСЕ, то на базы в Армении могут поступить новые партии оружия. Поэтому мы желаем, чтобы в XXI веке ведущие державы мира пришли к стратегическому соглашению и положили начало гармоничному развитию мира.
- Может ли создавшееся положение привести к разжиганию войны в регионе?
- Я не думаю, что напряженность возрастет до стадии горячей войны. Полагаю, что напряженность между большими силами мира, достигнув определенной стадии, пойдет на спад ввиду тяжелых и трагичных рисков. Пока же логика противостояния порождает новые конфликтогенные решения, что вызывает сожаление. И, тем не менее, никто не позволит, чтобы напряженность, достигнув своего пика, перешла в состояние горячей войны.
- На днях заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов заявил, что переговоры по определению правового статуса Каспия сблизили позиции Азербайджана и Туркменистана. Появились сообщения о предстоящем возобновлении деятельности посольства Туркменистана в Баку. Можно ли ожидать подписания итогового документа по статусу Каспия?
- Весьма жаль, что между братскими народами возникли разногласия, породившие столь нежелательные отношения. При этом я должен заметить, что ответственность за отсутствие близких отношений лежит не на азербайджанской стороне. Азербайджан делал все, что было в его силах, чтобы отношения нормализовались и причины безрезультатности наших усилий общеизвестны. Сегодня появились позитивные моменты, способствующие развитию отношений Азербайджана и Туркмении. Главы наших стран наладили контакты, провели переговоры по определенным темам. Я полагаю, что мы должны быть оптимистами в вопросе разрешения проблем во взаимоотношениях Азербайджана и Туркмении: процессы идут в русле оптимистичных ожиданий. При этом было бы неправильно думать, что все вопросы могут быть сняты в течение одного-двух месяцев. Пока конкретно могу сказать, что Туркмения возобновит деятельность своего посольства. Как я уже сказал, значительно сблизились позиции двух государств в переговорах по статусу Каспия. В ближайшее время состоятся взаимные визиты. Думаю, что наши отношения достигнут высокого уровня взаимопонимания во всех областях жизни.
Ильхам Гулиев, 1news.az