Ариф Шахбазов: «Обрушившееся здание – «незаконнорожденный дом», которых в Баку очень много»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заслуженным архитектором Азербайджана, бывшим управляющим треста «Бакмеханизация» Главбакстроя Арифом Шахбазовым
-Обрушение новостройки указывает на то, что в строительном бизнесе Азербайджана сегодня имеют место большие проблемы. Как вы думаете, с чего надо начать, чтобы решить их?
- Лично для меня в том, что произошло, нет неожиданности. Это логичный результат того, что делали с Баку в последние годы. Вакханалия, которая сегодня имеет место в строительном бизнесе Азербайджана, как сегодня модно говорить, не поддается осознанию. Я как профессиональный строитель вижу ошибки на каждом шагу. Но что самое интересное: когда нынешним проектировщикам и строителям указываешь на них, они не обращают на эти замечания никакого внимания. Это еще хорошо, что дом рухнул сейчас, а что, если бы он был заселен. Ведь что из себя представляет заселенный дом – это не только вес самого здания, но и утвари, коей люди пользуются в своих квартирах. Учитывается ли нынешними строителями запас прочности зданий – вес телевизоров, холодильников, мебели, облицовочных материалов квартир – кафеля, метлаха. Это значит, что на грунт будет оказывать давление не только вес самого здания, но и две тонны вещей, которые в нем есть. Обрушившееся здание – «незаконнорожденный дом», которых в Баку очень много.
В Азербайджане строительство зданий пущено на самотек. Несколько раз по этому вопросу я обращался в исполнительную власть Баку, но там разводят руками, мол, что нам делать, на нас давят. Вот вы спрашиваете с чего надо начать? Причины этой вакханалии таятся в глубоком социальном кризисе, который наблюдается в Азербайджане. Если столичная администрация бессильна, утверждая, что на нее давят, то бессильна и сама общественность страны, которая позволяет этим горе-строителям перекрывать их дворы, вырубать деревья, закрывать дороги.
- Сейчас уже известно, что обрушенную новостройку строила компания, не имеющая государственной регистрации. Но, может быть, вам известно, кто является владельцем компании, то бишь, кто он по профессии?
- Дело в том, что это здание было построено впритык между домами и буквально на территории школьного двора. Я говорил с директором этой школы, объяснив ему, что школьники после урока, который длится 45 минут, должны обязательно выплеснуть свою энергию, побегав на школьном дворе, чтобы потом спокойно усидеть следующие 45 минут, не замучив преподавателя. Я ему сказал, чтобы он не давал добро на это строительство и обратился в соответствующие инстанции. Ведь все эти мелочи - звенья одной цепи. На это он мне ответил: для детей хорошо, если здание будет расположено рядом со школой. Вы посмотрите, какое примитивное мышление? В этом-то и таятся социальные противоречия.
Что касается владельца компании, то мне известно, что он был преподавателем Азербайджанского государственного строительного университета. Я только одного не пойму: почему строительные компании считают своим долгом застраивать только центр города. Ведь места уже нет. Нельзя строить во дворах других зданий, нельзя перекрывать побочные улицы, нельзя строить на территориях детских садов и школ. Баку большой, начинается с острова Пираллахи и заканчивается Алятом. Неужели нельзя мыслить более широко? Хотя понимаю – думать современно, значит зарабатывать деньги – и это другая плоскость мышления.
- Правительство намерено заняться разработкой нового Генплана Баку. Как вы думаете, насколько это необходимо?
- Знаете, старый Генплан сейчас у меня перед глазами - на стене моей квартиры. Мне трудно ответить на этот вопрос. В старом Генплане все было продумано, скоординировано, проанализировано вплоть да самых мельчайших подробностей. Когда-то строили «хрущевки» за 90 рублей за 1 кв.м. и это было спасением для Баку, потому что мы буквально из подвалов вытащили около 90 тысяч семей. Они строились для людей. Эти «хрущевки» разрушать нельзя, потому что это добротные здания. Старые здания надо сохранить и отреставрировать. Необходимо развивать в Баку систему льготного строительства, расширять его. Мне трудно ответить на вопрос, связанный с Генпланом. Столько труда было вложено в эту столицу. И сейчас при виде того, что происходит, мне просто больно.
Рена Аббасова, 1news.az