Афганский карандаш Карзая
На встречу в ООН, каждый год рассматривающую ситуацию в Афганистане, президент этой страны Хамид Карзай принес карандаш и с гордостью показал его собравшимся. Дело в том, что никогда раньше в Афганистане карандаши не производились, но вот сейчас, наконец, это случилось – и Карзай избрал этот факт символом прогресса в своей стране.
Сама встреча, хотя формально не относится к проходящей сейчас в Нью-Йорке 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, тем не менее стала уже ежегодной традицией. У нее два сопредседателя – Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Хамид Карзай. Собираются на нее все, кто имеет к афганской ситуации какое-либо отношение. Вместе они составляют нечто вроде организации под названием «Афганское соглашение» (Afghanistan Compact). На встрече не принимается каких-то обязательных к исполнению решений, а проходит обзор ситуации, сложившейся в стране после свержения режима талибов зимой 2001-2002 годов.
В целом происходившее, как и всегда, было похоже на смотр достижений и провалов каждой страны в деле превращения Афганистана в нормальное государство. Если говорить о достижениях, то России, например, было бы сложно продемонстрировать физически, прямо в зале заседаний, выполняемые ею проекты по реконструкции туннеля Саланг, или по переброске электроэнергии из Таджикистана, с Сангтудинской ГЭС, частично принадлежащей РАО «ЕЭС России». Это все-таки не карандаш. Но это серьезный вклад в экономическое развитие Афганистана. На встрече было немало представителей других стран, таких как Индия, которым тоже было что показать.
Большая часть заседания, тем не менее, была посвящена обсуждению проблем: экономика Афганистана строится на наркопроизводстве, центральное правительство бессильно, его контроль над большей частью государства минимален. В принципе, можно говорить о провале афганского эксперимента, и о том, что надо серьезно менять политику внешнего мира в отношении этой страны.
Собравшиеся в Нью-Йорке явно разделились на оптимистов и пессимистов. Среди последних - представители тех стран, чьи военнослужащие участвуют в боевых действиях в Афганистане. Чувствуется, например, что европейцы хотят вывести оттуда войска не меньше, чем американцы мечтают уйти из Ирака. И поэтому уже не первый год на «афганских» заседаниях ООН и на других встречах звучит предложение договориться с некоторыми лидерами движения «Талибан» и сделать их частью законной афганской власти. В некоторых провинциях лидеры «Талибана» создают свои параллельные структуры власти, и сами избираются от этих провинций в центральный парламент. Любимая идея европейцев: с некоторыми из талибов можно договориться и таким образом достичь некоего национального примирения.
Это, похоже, признак растерянности от неудач военных операций, которые проводят в Афганистане параллельно силы ISAF (в основном европейцы) и силы антитеррористической коалиции (в основном американцы). Что не есть повод для злорадства – Россия, напомним, с самого начала поддерживала цели военных операций в Афганистане. А вот беспокоиться есть о чем: перед нами, по сути, – косвенное признание поражения.
Получилось так, что именно Россия оказывается блокирующей силой на пути возвращения части талибов к власти. Дело в том, что личности, с которыми хотели бы достигнуть соглашения европейцы, входят в списки террористов, составляемые в ООН согласно резолюции номер 1267. Вычеркнуть кого-то из этих списков можно только через Совет Безопасности, и поэтому Москву, не особо это афишируя, постоянно пытаются уговорить не блокировать соответствующие резолюции. Безрезультатно.
Но может ли Россия или кто-то другой предложить альтернативу нынешнему, очевидно тупиковому курсу в Афганистане? Сегодня, с немалой долей уверенности, следует сказать: может.
Во-первых, на нынешней встрече всерьез речь зашла о том, что надо создавать в этой стране адекватные вооруженные силы. Правда, нормальное, сильное афганское правительство никто уже не сможет назвать марионеточным, игрушкой в руках американцев или европейцев. Эту дилемму сейчас самое время решать.
Во-вторых, у Москвы и еще нескольких государств, не участвующих в военных операциях, есть и свои предложения, и свои успехи на афганском направлении. Августовский саммит Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке очень много внимания уделил афганской ситуации. Оказалось, что для Кабула сотрудничество со странами ШОС дает ответы на многие вопросы, которые остаются открытыми в отношениях с другими странами.
Вопрос здесь, прежде всего, сколько времени займет формирование новой международной политики в отношении Афганистана. Политики, где ключевую роль в помощи стране будут решать ее соседи.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель
Нью-Йорк-Москва.
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости