Кабинет Кудрина - Зубкова | 1news.az | Новости
Точка зрения

Кабинет Кудрина - Зубкова

12:50 - 25 / 09 / 2007
Кабинет Кудрина - Зубкова

Когда в одном из первых сообщений о переменах в правительстве проскользнуло нечто странное - «создается госкомитет по делам молодежи и рыболовству», что, разумеется, было глазной ошибкой, это не вызвало оторопи. Наше время настолько специфично, что возможны любые сочетания: может, в этом есть высокий смысл - объединить молодежь и рыболовство. Мол, где молодежь - там и рыба. Молодежь ищет, где глубже. И т.д.

Других сенсаций, кроме упомянутой случайной опечатки, не было. Хотя это и не означает, что качество кабинета министров совсем уж не поменялось. Главное изменение - правительство стало в большей степени финансовым. Управление финансами, контроль за потоками, за их рациональным и целевым использованием, сохранение макроэкономических параметров, завязанных на расходы и доходы, преемственность по части жесткости бюджетной политики - вот основные функции кабинета, если судить по его персональному составу.

Во всяком случае, Анатолий Сердюков в Минобороны и Татьяна Голикова в Минздравсоцразвития прежде всего отвечают за финансы, за наведение порядка в денежных потоках. А вот уже за приведением в норму финансовой системы могут последовать и содержательные, и структурные изменения. Алексей Кудрин, ставший вице-премьером, тоже получил не просто формальное повышение: он контролирует уже финансовую систему не ключевых ведомств, а целой страны, причем в переходный предвыборный, выборный и послевыборный период. Премьер-министр, если абстрагироваться от часто поминаемого совхозного прошлого - тоже выходец из системы Минфина, причем из ведомства, работу которого, по признанию внутрироссийского профессионального сообщества и западных структур, настаивавших на создании системы финансового мониторинга в России, он настроил превосходным образом.

Словом, получается, что удержать государственные финансы в неразворованном и управляемом состоянии - вот главная задача переходного этапа, которая возложена на правительство Зубкова. Это не хорошо и не плохо. Это - констатация: такова роль правительства сегодня.

Кабинет министров не является источником реформаторских инициатив, хотя преемственность либерального курса в макроэкономической политике подчеркнута самим фактом назначения Эльвиры Набиулиной, когда-то работавшей еще заместитель министра экономики Евгения Ясина. Политический вес и роль правительства не до конца ясны и пока не сравнимы с главным центром принятия решений - администрацией президента. Его структура пока невнятна даже на уровне высшего руководства Белого дома: распределение компетенций между зампредами скорее отражает политические расклады, а не потребности экономики. Но финансовые полномочия у этого правительства есть. Если учитывать то обстоятельство, что Татьяна Голикова была правой рукой Алексея Кудрина в Минфине по части верстки государственного бюджета, а представитель той же команды Сергей Игнатьев по-прежнему возглавляет Банк России, как минимум очевидна аппаратная мощь «клана Кудрина».

Кабинет Зубкова - не технический, не технократический. Он - финансовый. И  этом смысле его можно назвать кабинетом Зубкова-Кудрина.

Другой вопрос - является ли правительство площадкой для запуска преемника? На него пока нет ответа. На Краснопресненской набережной теперь работают аж три потенциальных преемника - премьер и его два первых зама, несколько поблекших и поутихших после назначения Виктора Зубкова на пост главы кабинета. Сначала по объему возможностей к Дмитрию Медведеву был приравнен Сергей Иванов, потом, когда уже казалось, что интриги нет, к этому синклиту присоединился Виктор Зубков, который стал первым среди «равных».

Внешне интрига сохраняется. Тем более, что после того, как стало ясно - в первой тройке «Единой России» (Грызлов-Шойгу-Журова) преемника нет, другого «космодрома» для запуска в верхние слои политической атмосферы будущей первой фигуры государства, кроме правительства, пока не просматривается. Возможно, таким человеком мог бы стать секретарь Совбеза, но тогда роль этого органа нужно быстро, резко и нетривиальными методами повышать.

Более или менее очевидно, что назначения во втором и третьем эшелонах исполнительной власти еще предстоят. Равно как возможны и серьезные структурные перемены: создание госкомитетов по делам молодежи и рыболовству трудно назвать фундаментальным изменением системы федеральных органов исполнительной власти. Мало того, не произошло никаких подвижек и в области административной реформы, если не считать замечания президента по поводу того, что работа правительства теперь будет оцениваться по определенным критериям. Все это если и будет реализовано, то, скорее всего, после президентских выборов.

Пережить лихие времена с нетронутой финансовой системой - вот главная задача кабинета Кудрина-Зубкова.

Андрей Колесников, заместитель главного редактора журнала "The New Times"

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости

Поделиться:
1924

Последние новости

Все новости

1news TV