Тяжело в ученье - легко в бою /ФОТО/
На территории республики почти беспрерывно проходят военные учения всех родов войск. Некоторые из них приурочены к различным датам, остальные проводятся, строго следуя плану учебного года. В том или ином случае учения служат совершенствованию боевой готовности силовых структур страны.
К примеру, недавно прошли совместные учения Государственной пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства национальной безопасности, Государственной службы специальной охраны, Министерства внутренних дел и Министерства обороны Азербайджана. Учения были приурочены к годовщине сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В ходе совместных манёвров были отработаны варианты защиты магистральных трубопроводов от диверсантов, борьбы с высадившимся на побережье десантом условного противника, уничтожения наземных и надводных целей в прибрежной полосе.
За ходом учений наблюдали глава МЧС, генерал-полковник Кямаледдин Гейдаров, Командующий пограничными войсками, генерал-лейтенант Эльчин Гулиев, военный прокурор республики, генерал-лейтенант Ханлар Велиев и другие высокопоставленные представители силовых структур.
Отметим, что эти масштабные учения носили скорее характер показательных выступлений.
Наряду с этим проводятся и менее масштабные учения, они носят локальный характер и остаются без должного внимания. Учения по огневой и тактической подготовке в независимости от родов войск проводятся несколько раз в течение года. Такие учения просто необходимы для поддержания соответствующего уровня боевой готовности. В целом за весь срок военной службы солдаты должны пройти как минимум 4 огневых и 2 тактических учения. Но, к сожалению, этот принцип соблюдается не повсеместно, частенько учения пропускают в подразделениях Министерства обороны. Командиры на местах предпочитают сымитировать процесс учений, чем проводить их в полном объёме в целях повышения практических навыков военнослужащих. Такой подход к военному делу в стране, 20% территории которой оккупировано другим государством, несет в себе опасные тенденции.
Что же касается самих принципов огневых и тактических учений, то в основном здесь всё стандартно – стрельба из стрелкового оружия по неподвижной цели и действия мотострелкового подразделения в атаке. Солдаты перед стрельбой получают соответствующую установку, а после стрельбы знакомятся с результатами ведения огня. Соответственно попаданию в мишень им зачитываются баллы.
Любопытнее всего наблюдать за учениями сил специального назначения. Спецназ любого рода войск гораздо более подготовлен по сравнению с рядовыми подразделениями. Это и понятно – их цель - выполнение специальных заданий. Но и здесь не обходится без казусов. Недавно во время учений одного из родов войск один из спецназовцев споткнулся и сломал себе ногу. Скорее всего, солдат просто недостаточно разогрел мышцы перед началом учения. Но на вопрос к командиру: «Почему солдат не подготовлен к учению?», тот ответил: «А на учениях разрешается потеря 2% личного состава».
На вопрос же: «Сколько этого личного состава должно полечь на бесконечных учениях, дабы исправить ошибки командиров?», он не ответил, да и вряд ли кто-либо когда-нибудь ответит.
Н. Гасанов, 1news.az