Саакашвили переводит стрелки на Москву
У новой грузинской революции пока нет официального названия. Есть неофициальные и их много: «революция шипов» (мол, от роз остались одни шипы), «революция гвоздей» (оппозиция утверждает, что власти распорядились разбросать гвозди на дорогах к Тбилиси, чтобы в столицу не пробрались «антиправительственные элементы»), «белая революция» (митингующие повязали на рукавах и шеях белые повязки и платки).
Зато у новой революции, вспыхнувшей как раз в четвертую годовщину «первой грузинской», помимо президента появился еще один враг – Россия. И это единственное, в чем стоящие уже пятые сутки на проспекте Руставели согласны со своим «врагом номер один» Михаилом Саакашвили.
Во вторник лидеры оппозиции заявили, что хотят расширить географию митинга и отправили часть сторонников к российскому посольству. Демонстрация проходила под недвусмысленным лозунгом «Москва, забери Саакашвили себе!». Чего на самом деле хотели от дипломатов протестующие, совершенно не понятно. Уж точно не того, что было официально заявлено: в том, что Саакашвили Москве даром не нужен, объяснять не надо. Тем более не ясно, почему за несколько дней их позиция резко поменялась. Ведь до начала акции протеста новоявленные революционеры пытались всеми правдами и неправдами пойти на мировую с Москвой, обещая ей «улучшение отношений» в случае победы на выборах.
Неужели на них так повлияло выступление Ираклия Окруашвили, неожиданно появившегося в эфире телеканала «Имеди» (его транслировали на большом плазменном экране, установленном перед парламентом)? Бывший соратник действующего президента, покинувший Грузию накануне манифестаций, поведал из Мюнхена о намерении вернуться в оппозиционные ряды. Заклеймив в очередной раз позором Саакашвили и назвав его «Гитлером современности», о России Окруашвили, впрочем, не обмолвился ни словом. Притом что в антироссийской риторике, будучи министром обороны, он практиковался ничуть не реже президента. И быть может, само появление одного из самых ярых ненавистников Москвы в Грузии подействовало на демонстрантов столь странным образом.
Саакашвили не единственный грузин, которого митингующие готовы отправить в Москву. Еще один кандидат – Каха Бендукидзе, госминистр по координации экономических реформ. Митингующие его тоже причислили к «агентам Кремля» – за то, что «продал Грузию Чубайсу».
Но если для оппозиции вылазка к российскому посольству (во вторник там собрались всего около 20 человек), видимо, останется «побочным мероприятием», то для президента Москва – чуть ли не больший враг, чем сами митингующие. Именно Россия, по мнению Саакашвили, виновна во всем, что происходит в Грузии. Именно она поддерживает оппозицию. И именно «российские олигархи» ее финансируют.
России президент посвятил чуть ли не половину своего интервью, которое транслировали все грузинские каналы (в том числе «Имеди» – говорят, что таково было требование президентской пресс-службы). «В Грузии заработала фабрика лжи. Те, кто ее запустили, в свое время построили такую же фабрику в России в условиях слабого ельцинского режима, – поделился своими мыслями Саакашвили. – И сейчас эти люди, российские олигархи, строят такую же фабрику в Грузии. Они хотят заразить нас той же болезнью, которой болела Россия». Кого именно имел ввиду Михаил Саакашвили под «олигархами» – очевидно. Речь идет о главном спонсоре грузинской революции Бадри Патаркацишвили. Только почему-то президент забыл, что финансиста митингующих на Руставели, а по совместительству ближайшего друга Бориса Березовского, Россия объявила в международный розыск.
«Обратите внимание, почему российские телеканалы транслируют митинги в Грузии в прямом эфире, – подбрасывал масла в огонь президент. – Они знают, что грузины – это народ, который нашел в себе силы противостоять агрессивной политике России». Пассаж о трансляции в прямом эфире тоже выглядел странно – события в Грузии транслируют и западные телеканалы, начиная с них выпуски новостей. «Чтобы усмирить нас, они ввели эмбарго, закрыли границы, – продолжал глава государства (не напомнив, чем это эмбарго было вызвано – скандальным задержанием российских офицеров, обвиненных в шпионаже). – Они хотят показать всем странам СНГ, что может быть с теми, кто не хочет жить под каблуком России». И, наконец: «Есть конкретная олигархическая российская сила, которая координирует действия с конкретной страной и политическими силами... Чтобы в Грузии дестабилизировалась ситуация перед выборами в России», – сказал Саакашвили. Так и не пояснив, как конкретно события в Грузии могут повлиять на результаты парламентских выборов в России, которые и так очевидны.
Если двое не могут договориться, то они ищут третьего «крайнего». Такова логика нынешнего грузинского противостояния. Образ внешнего врага всегда действует беспроигрышно. Впрочем, сами российские власти пока отреагировали на заявление только одной из противоборствующих сторон. «Мы озабочены тем, что происходит в Грузии. Комментировать выступления этого политического деятеля (Саакашвили) мне не хотелось бы, – признался глава МИД Сергей Лавров. – Фарс, который сопровождает действия грузинского руководства, очевиден для всех». Главное, чтобы теперь фарсом не обернулись и действия новых грузинских революционеров.
Елена Шестернина, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-новости