Талантливый пианист и успешный директор филармонии
Сегодня у тонкого, талантливого пианиста Мурада Адигезалзаде день рождения – ему исполняется 34 года.
Весьма успешно сочетая творческую деятельность доцента Бакинской музыкальной академии и солиста Московской государственной академической филармонии, он с большим успехом выступает во многих городах ближнего и дальнего зарубежья, радуя слушателей виртуозным исполнением все более широкого репертуара, состоящего из шедевров мировой фортепианной классики.
Когда в августе 2006 года Министерство культуры и туризма назначило его директором Азербайджанской государственной филармонии, кое-кто высказывал сомнение: зачем, мол, абсолютно творческому человеку такая административная нагрузка? Но прошло почти полтора года, и, беседуя с Мурадом Зохраб оглу в канун его личного, семейного праздника в помпезном кабинете руководителя, я прежде всего высказываю собственное отношение к тому, что, как зритель и слушатель, знаю о работе этого «учреждения культуры» не понаслышке, точнее – о том, как ему удается делать будни филармонии такими богатыми на уже общественные, публичные музыкальные праздники...
Давно известно, что Баку – один из самых музыкальных городов с богатыми традициями серьезного музицирования. Здесь издавна принято учить детей музыке, приобретать и слушать записи великих музыкантов, и, испытывая потребность ощущать благотворное влияние творений самых гениальных композиторов, конечно же, посещать классические концерты, с давних лет традиционно проводившиеся именно в филармонии.
Как трагедию, как застой художественной жизни воспринимали мы годы, когда ее уникальное здание было закрыто на реконструкцию, и, надолго лишенные живительного источника приобщения к миру божественных звуков, буквально воспряли теперь, когда этот храм распахнул свои гостеприимные двери перед считающими его родным домом слушателями.
Известно, что изба красна не углами, а пирогами - какими же пирогами угощает филармония своих завсегдатаев, любителей хорошей музыки? Ведь чтобы обеспечить успех у слушателей, надо знать, что достойно их внимания, чем можно порадовать и удивить, а это надо уметь организовать! И если бакинцы не оставляют без внимания все проводящиеся здесь мероприятия, неизменно заполняют зал и дружно аплодируют достойным всяческих похвал исполнителям, значит руководство филармонии на высоком профессиональном уровне определило свою генеральную линию. Что оно со знанием дела выбирает, что исполнять, кого приглашать, памятуя о том, что любой концерт не только доставляет эстетическое наслаждение, но и несет функцию пропаганды всего изысканного, лучшего, исподволь воспитывая вкусы и приобщая все новые поколения к высотам общечеловеческой культуры!
Спрашивать Мурада о том, как ему такое удается, я не стала: вся его биография и есть ответ на подобный вопрос!
Рядом с ним, в директорском кабинете, большую часть которого занимает рояль с рассыпанными по его крышке нотами, я прежде всего ощущала то счастье, которое и он дает каждому из нас, предоставляя возможность внимать энергетике, заложенной в бессмертных творениях Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Фикрета Амирова, облагораживающих и приобщающих нас к высотам мироздания, пробуждающих самые высокие чувства... И еще я чувствовала, не могла не чувствовать, что нахожусь рядом с небожителем, который своим талантом и подвижническим трудом дарит многим тысячам людей минуты наслаждения, приглашая в мир образов и эмоций великих творцов ее величества музыки, смельчака, который перед огромной аудиторией берется озвучивать нотные записи гениев так, как это могут сделать только его руки и сердце, завораживая полные залы.
Но дело есть дело, и на какое-то время Мурад становится для меня земным человеком...
Внук знаменитого азербайджанского писателя Имрана Касумова, сын известного пианиста Зохраба Адигезалзаде, Мурад с детства жил в атмосфере уважения к его личности и, приученный к тому многотонному труду, который необходим каждому, кто всерьез занялся музыкой, рано научился размышлять и иметь собственные взгляды.
Сегодня он с огромной благодарностью отзывается о своих учителях, об атмосфере в уникальной школе для одаренных детей, носящей имя Бюльбюля, но с особым благоговением вспоминает уроки незабвенного Рауфа Атакишиева, говорит о выдающемся пианисте Фархаде Бадалбейли, профессоре Элисо Вирсаладзе, с которой занимался в Москве уже будучи достаточно известным и востребованным исполнителем. Концерты в Москве, последующие их обсуждения с профессионалами способствовали повышению мастерства, получению престижных наград, одной из которых пианист считает приглашение стать солистом Московской филармонии.
- Неужели это так важно? – спрашиваю Мурада.
- Очень! – воодушевляется он. – Во-первых, такой чести из азербайджанских музыкантов в настоящее время удостоен только я. Во-вторых, как солист этой структуры я постоянно обновляю исполняемый материал, осваиваю новые высоты, встречаюсь с самой разной публикой и потому слежу со своей формой. Но теперь вот, оказавшись в кресле руководителя филармонии, стал извлекать выгоду из этих связей! На уровне дружеских отношений гораздо удобнее приглашать все новых исполнителей – дирижеров, пианистов, скрипачей, других музыкантов, быть в курсе новых направлений и течений... Это очень помогает пополнять репертуар азербайджанских оркестров, знакомить бакинцев с новыми произведениями и исполнителями.
- Но это все стоит денег – наша публика не богата, и, если ходит на концерты, то чаще всего по пригласительным билетам... Где вы берете средства на оплату труда тех, кого условно называем «гастролерами»?
- Проводим некоторые мероприятия на коммерческой основе – поверьте, они самые благопристойные!
- Не допуская на вашу высокую сцену попсу?
- Скажем, допуская лишь очень редкие исключения!
- Джазовый фестиваль «Золотая осень», к примеру?
- Но он же, согласитесь, получился весьма цивилизованным, да? По-моему, это был достойный уровень джазовой музыки, и сегодня, когда от этого не уйдешь, – пусть наша публика познакомится с ней здесь, у нас, чем в «забегаловках».
- Но приглашаемым знаменитостям надо платить!
- Деньги – как правило - у нас они получают небольшие: знают, что с нас взять нечего. Да, гонорары у нас не те, что в дальнем зарубежье. Зато наша публика восполняет материальные потери умением слушать, оценивать их мастерство – для исполнителей это зачастую дорогого стоит.
- А как на весьма активную жизнь, на огромную нагрузку реагируют артисты филармонических коллективов – симфонического и камерного оркестров, хоровой капеллы, танцевального ансамбля? Во время иных концертов удивляешься, как они успевают осваивать огромный, разностилевой и очень сложный материал...
- По-моему, фанатически преданные музыке профессионалы, они воспринимают общение с публикой как лучшую часть своей жизни. Ну, есть, конечно, у них и известные обязательства перед администрацией, определенные нормы.
- И разборок не случается...
- Как человек неконфликтный, я без излишних эмоций решаю эти вопросы. Недовольных, по-моему, нет. Общая атмосфера у нас сложилась деловая, творческая.
- А административные функции – одних только организационных хлопот с большим коллективом, с необходимостью на уровне принимать гастролеров – как правило, людей с заслугами и амбициями – дело не простое...
- Честно говоря, я очень благодарен моему предшественнику –Акифу Меликову: он передал мне достаточно четко налаженный механизм взаимодействия всех служб. Это избавляет от непредвиденных и надуманных проблем.
- Но каждый день гости, встречи, переговоры – когда же музицировать?
- С детства приучен к тому, что «ни дня без рояля», и это для меня свято. Иначе быть не может!
- У вас нет страха перед тем, что иссякнет поток любителей посещать филармонию, привыкших к общению с серьезной музыкой?
- Да вроде бы нет! Разве мало молодежи бывает на концертах – учащиеся музыкальных школ, студенты?
- А более широкий контингент? Его же надо воспитывать...
- Во многом это и стихийный процесс. Но есть задумка проводить абонементные концерты – собираемся продумать программы, договориться о распространении абонементов. Начать хотим с воспитанников детских домов.
- Опять бесплатно!
- Главное приучить людей буквально с детства посещать филармонические мероприятия. А, привыкнув и повзрослев, они уже не смогут жить без серьезной музыки, и денег, по-моему, на билеты жалеть не будут.
- Интересный вывод! Это в том, что касается зрителей. А исполнители? Не иссякает ли источник, дающий таланты?
- Честно говоря, уровень интереса к кропотливым занятиям падает, однако музыкальное образование никогда не штамповало звезд, яркие имена загораются не часто.
- И заслуг филармонии в этом немало?
- Конечно! В том, что этим занимаемся весьма активно, вы убеждаетесь, получая программу деятельности филармонии на каждый месяц и публикуя ее на вашем сайте, ну и посещая многие наши мероприятия.
- Да, недавно поместили обширные материалы о том, какая грандиозная программа осуществляется во имя развития потенциала руководимого Теймуром Геокчаевым Азербайджанского камерного оркестра.
- Еще более обширна программа, составленная в связи с объявлением 2008-го годом Кара Караева в честь его 90-летия, которой большая нагрузка ложится на Государственный симфонический оркестр, руководимый Рауфом Абдуллаевым. Это новая форма работы по привлечению профессионалов высокого класса к работе филармонии. И ее, убежден, по достоинству оценит публика. В принципе зал у нас пустым не бывает.
- Заметила, что подчас и в не забитом до отказа зале создается потрясающая атмосфера. Видели же, какое на днях испытал огромное моральное удовлетворение Фарадж Караев, чью музыку встретил шквал аплодисментов... Мы почти не слышим его замечательных произведений, почитаемых на Западе, а тут!
- Да, он был растроган до слез.
Впечатлений о том, что сейчас происходит в Азербайджанской государственной филармонии, очень много, и сегодня прежде всего хочется отметить, что такое возможно при условии, когда культура в стране поддерживается на государственном уровне, когда
осуществлять филармоническую политику доверено истинно творческому человеку, музыканту от Бога, привыкшему не просто щедро делиться с окружающими своими достижениями, но и испытывающему неодолимое желание одаривать соотечественников духовными богатствами всего мира.
Как тут не вспомнить слова нашего замечательного земляка, незабвенного Мстислава Ростроповича, не раз выступавшего на сцене нашей филармонии, сказавшего однажды: «С музыкой у вас здесь все в порядке»!
Эти слова сейчас во всей их значимости хочется отнести к молодому талантливому азербайджанскому музыканту, возглавившему один из главных очагов культуры Азербайджана – филармонию, заслуженному артисту республики Мураду Адигезалзаде.
- Успехов вам, Мурад, на долгие-долгие годы! С днем рождения!
Галина Микеладзе, 1 news.az