Сулейман Барбакадзе: «Турки-месхетинцы мечтают лишь о возвращении домой»
Эксклюзивное интервью 1news.az с президентом международного общества турок-месхетинцев «Ватан» Сулейманом Барбакадзе
Еще несколько месяцев назад парламент Грузии принял закон, оговаривающий возвращение турок-месхетинцев в места исконного расселения. Этот вопрос долгое время служил основным предметом разногласий между Грузией и Советом Европы. Теперь многие СМИ и аналитики задаются вопросом, когда и в каких условиях состоится возвращение этого народа на свою родину.
- Какова общая ситуация с турками-месхетинцами?
- Собственно, она остается без изменений. Турки-месхетинцы, ныне расселенные в 9 странах, по-прежнему в ожидании дня возвращения на родину. Те, кто не желает возвращаться, живут в обычном ключе. После развала Советов все мы в одинаковом положении.
- Ожидается ли в ближайшее время съезд или другое значительное мероприятие?
- 20-25 декабря в Ростовской области России состоится общий слет турок-месхетинцев, на котором будут обсуждаться возможные проблемы желающих возвратиться в Ахыску, выяснится, какую помощь может оказать возвращающимся Россия. Поэтому на это мероприятие будут приглашены российские официальные лица.
- Какими представляются перспективы возвращения турок-месхетинцев после известного решения парламента Грузии?
- Турки-месхетинцы давно уже ждали, чтобы парламент Грузии принял такой закон и тем самым предоставил нам право в любой момент вернуться на свою землю. Мы отлично знаем нынешнее положение Грузии, знаем, что рассчитывать на какую-либо помощь со стороны грузинского государства возвращающимся может быть бессмысленно. И, тем не менее, возвращение в родные места сегодня самый целесообразный вариант. После длительного, многолетнего перерыва, наполненного тоской по родине, мы наконец-то возвращаемся. На этом пути проблем уже нет, они устранены известным постановлением грузинского государства. Решение же проблем материального плана, связанных с процессом возвращения, ложится на нас. Грузинские власти выразили готовность оказать всяческое содействие для юридического оформления недвижимости, купленной нами на свои кровные деньги. Кроме того, возвращающимся месхетинцам на основе поданных заявлений в течение нескольких месяцев предоставляется гражданство.
- Может ли Совет Европы, сыгравший большую роль в принятии этого закона, предоставить возвращающимся материальную помощь вместо переживающей экономические трудности Грузии?
- Материальная поддержка со стороны Совета Европы и ряда государств ожидается. В ближайшие дни генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис пригласит официальных лиц Грузии и руководителей международного общества турок-месхетинцев «Ватан» в Страсбург на совещание государств-доноров, которые примут решение о формах помощи туркам-месхетинцам. Кроме того, Турция постоянно оказывает нам всестороннюю помощь. Мы открыли фонд помощи, куда любой желающий может перечислить средства. Словом, мы в начале долгого пути.
- Какова приблизительно численность турок-месхетинцев, находящихся в тяжелом положении?
- Сегодня доля тех, кто имеет возможность переселиться своими силами, составляет, думаю, процентов 10-15. Конечно, очень многие имеют дома и иное имущество в местах своего расселения, однако при желании продать недвижимость, чтобы возвращаться на родину, они сталкиваются с трудностями. Дело в том, что во многих местах местные жители не склонны покупать дома или другое имущество у турок-месхетинцев, полагая, что наши так или иначе уедут и будут вынуждены продать свои дома за бесценок, а то и оставить их. Существуют даже группы, которые агитируют местное население не покупать дома турок. Учитывая все это, мы обратились к властям стран расселения турок-месхетинцев с предложением, чтобы дома их скупало государство и тем самым содействовало процессу возвращения.
- Вероятно, при возвращении турок-месхетинцев встанет проблема владения государственным грузинским языком. Каким вы видите ее решение?
- В настоящий момент этот вопрос не является актуальным. Требование о знании языка неправильно, поскольку человеку в возрасте за 50-60 лет очень трудно заняться изучением другого языка. Вот возьмем меня: сейчас мне 55 лет, и в таком возрасте не стану же я учить какой-то иностранный язык. Дело не в том, смогу я или нет, а в том, что в такие годы другой язык мне ни к чему. Поэтому грузинский язык будут учить лишь дети и молодежь. Что касается бытового общения, то подавляющее большинство пожилых турок-месхетинцев владеет русским языком, который знают и грузины. Другое дело, что дети и молодежь должны в совершенстве овладеть грузинским языком, ибо им предстоит стать гражданами Грузии, они должны иметь возможность занимать различные должности в органах управления, и в целом это важно для того, чтобы не иметь проблем в дальнейшей жизни. Я верю, что наши дети добьются успехов в различных сферах жизни – в науке, образовании, культуре, законотворчестве и т.д.
N.I.,1news.az