Роберт Стуруа встретился с бакинцами
Грузинский режиссер с мировым именем, прославившийся своими острыми интерпретациями Шекспира, Брехта и Беккета и других мировых классиков, Роберт СТУРУА рассказывает о театре и о себе.
Следуя своему творческому кредо, театр «YNS» предоставил зрителям возможность встретиться с прославленным на весь мир грузинским режиссером Робертом Стуруа. В канун своего 70-летия обладатель самых престижных званий, обласканный мировой элитой мастер рассказал бакинцам о том, как сложилась его карьера, поделился мыслями о театре и его общественно-исторической роли в жизни общества.
По мере своего рассказа он продемонстрировал на экране и прокомментировал отрывки из наиболее значимых его уникальных постановок, многие из которых буквально взорвали мир театра.
Эту встречу никак не назовешь пресс-конференцией, тем более, что в ней почти не участвовали журналисты. Однако реакция собравшихся в зрительном зале людей - не только профессиональных режиссеров, театроведов и актеров, а более всего искренних любителей театра с их вопросами, на которые гость отвечал пространно и охотно, сделали встречу с легендарным мастером особенно своевременной, познавательной и желанной.
Было явно видно, что даже избалованному вниманием и почестями режиссеру важно один на один оказаться с аудиторией, чья осведомленность в вопросах современного театра, знание фактов его богатой творческой биографии заслуживают уважения, тем более, что так нужная в подобных случаях доверительность диктовалась кругозором наших земляков, для которых театр всегда был частью интеллектуальной жизни, обогащавшей всех нас духовно.
Кто же он, наш гость с такой богатой театральной биографией?
Он родился в 1938 году в Тбилиси, режиссером стал, по собственному признанию, случайно, но, как одаренная личность, неравнодушно вбирая жизненные впечатления, общаясь с выдающимися мастерами, пришел к собственному стилю работы на театре.
Надо полагать, он рано осознал, что предмет исследований театра, а режиссера – особенно - человек, жизнь. Стоило только ощутить многообразие всего сущего, и для талантливого студента Тбилисского театрального института, решившегося делиться своими наблюдениями с аудиторией, со сцены говорить с ней о самом главном, открылось необозримое поле деятельности. Не ординарная личность, одаренная способностью вникать в детали, не останавливаться на достигнутом, сделать смыслом своей профессии неустанный, поиск и осмысление того, что вокруг, и привели к ошеломляющим результатам.
О том, что такое режиссерский стиль Роберта Стуруа, что привнес он в жизнь театра, почему он так ценим коллегами и миллионами зрителей во всем мире, судить могут лишь те, кто видел его работы, да и то после соответствующих комментариев – как расскажешь о том, что предназначено для зрительного восприятия? Однако
Роберт Стуруа приоткрыл перед участниками встречи некоторые сложившие его мировоззренческий почерк секреты творческой лаборатории, весьма полезные тем, кого волнуют проблемы сегодняшнего театра.
Скажем, он пришел к мнению, что национальные театры со временем превращаются в некое подобие музеев и теряют зрителя, а потому приблизительно каждые десять лет им следует менять концепцию и обновлять труппу. К примеру, в родном ему тбилисском театре, гордо носящем имя гениального мыслителя XII века Шота Руставели, где четверть века Стуруа работает художественным руководителем, такие ломки стали традицией. Тяжелые для актеров старших поколений, они неизбежны, иначе этот храм перестал бы выполнять свою роль в жизни общества, а тем более служить молодым поколениям граждан.
Как еще один пример творческой смелости мастера прозвучал рассказ Роберта Робертовича о том, что в последней - одной из пяти поставленных версий «Гамлета» (в Лондоне, в московском «Сатириконе», в Турции и двух - в Тбилиси) он исключил знаменитый монолог «Быть или не быть?». Парадоксальное решение, тем не менее было хорошо принято, ибо режиссер убедительно обосновал собственное наблюдение о том, что примелькавшиеся слова и приемы от чрезмерного употребления часто превращаются в формальную банальность, когда их использование теряет всякий смысл.
Фантазия мастера подсказала Стуруа интересный ход, и вместо монолога в спектакле появляется сцена, в которой герой отказывается от трафаретной версии, не без колебаний сжигая текст, услужливо предлагаемый ему соучастниками спектакля, решившими, что Гамлет забыл его и нуждается в подсказке…
На вопрос из зала о том, как иные его постановки удерживаются в репертуаре десятилетиями, Роберт Робертович ответил:
- Каждая даже из наиболее успешных постановок-долгожителей, достигнув вершины, может начать разрушаться, если режиссер не будет уделять ей постоянного внимания. Чтобы спектакль оставался живым, ему необходимо напряжение, он должен быть для зрителя потрясением.
- А что такое потрясение в театре для вас?
- Люблю страстную игру актеров, люблю, когда эмоции захлестывают их, когда кульминация захватывает зрителей.
Что ж, в том, что некий экстрим вкупе со значимыми мыслями, со сложными переплетениями характеров и обстоятельств, выражаемых талантливыми лицедеями, подчиняющимися воле эрудированного, смелого, неординарного режиссера-новатора, способен восхищать, многие из зрителей имели возможность убедиться. Если же участие Роберта Стуруа во встрече со зрителями будет иметь продолжение в виде гастрольных спектаклей руководимого им театра имени Руставели, то этому, по общему признанию, будут рады тысячи бакинцев.
Галина Микеладзе, 1news.az