Женщины Азербайджана: Шагиба Гаибова-Ахмедова
Слава тебе, женщина!
Международный женский день Восьмое марта. Праздник для всех – кто же может остаться равнодушным к добрым улыбкам, теплым искренним поздравлениям и пожеланиям, к цветам и подаркам…
Уже много лет мы охотно в этот день повторяем, что сегодня женщины - не забитые существа, которым когда-то отказывали во многих профессиях, платили меньше за равный с мужчинами труд и т.д. Мы любим говорить, что никого не удивишь тем, что современная женщина держит в руках штурвал самолета, водит корабли, осваивает космические просторы, занимается дипломатической деятельностью и украшает сценические площадки, что нет такой области в нашей жизни, где бы женщины не достигали самых больших высот.
И при всем этом как-то непременно подразумеваем благодарность властям, а более всего тем, кто в борьбе за равные с мужчинами права и возможности для женщин более ста лет назад добился, чтобы был назван праздничным конкретный день, что стало поворотным событием в истории женского движения…
Но сегодня мне более всего хочется отдать дань признательности не им, безусловно, смелым активисткам, а обыкновенным на первый взгляд, живущим рядом с нами женщинам, кому достало ума, таланта, убежденности, терпения и сил стать хозяевами судеб, и не только своих. Почему? Да, прежде всего, потому, что, с легкостью приписывая отдельным выдающимся личностям заслуги в сопровождающих нас исторических переменах, мы, как правило, упускаем из виду те события, которые становятся возможными лишь благодаря каждодневным подвигам конкретных женщин - хранительниц домашних очагов, матерей, выращивающих новые поколения достойных граждан. Оставаясь активными участниками процесса общечеловеческого прогресса, они просто ощущают себя людьми, личностями, как-то не задумываясь над своей ролью, а уж тем более не замечая, что на таких, как они, и держится мир…
В этот день мне более всего хочется напоминать о заслугах тех женщин-азербайджанок, которым без чьей-то «агитации», а по воле сердца довелось стать первыми в своих профессиях. О первом нашем враче Соне Велихан, об осмелившейся взять в руки штурвал самолета Зулейхе Сеидмамедовой, о первой национальной балерине Гамер Алмасзаде, о режиссере Гюльджахан Гюльахмедовой, Фахиме Мехтибековой-Раджабли, первой в нашей республике кандидате наук по физике, и многих других, материалы о которых, слава Богу, публиковали многие издания.
Уважаемый профессор Шагиба Ахмедова
тоже из плеяды первых – в свое время разные издания много писали об этой азербайджанке, ставшей первым у нас доктором наук по такой не очень-то распространяющейся о себе отрасли науки, как ветеринария.
Но с тех пор, как она ушла на пенсию и растворилась в уюте своей семьи, заботливо опекаемая детьми и внуками, поверила, что дело ее жизни по большей части живет в личных воспоминаниях. Но, к счастью, это вовсе не так!
Всю сознательную жизнь, десятилетия Шагиба ханум занималась весьма актуальными проблемами ветеринарии, и все, что внедрила в научный оборот, ее впечатляющие материалы о собственных выводах и открытиях поныне приносят пользу человечеству.
Наша беседа с Шагибой ханум накануне женского праздника складывалась как-то не сразу. Истинный ученый, углубленный в поиск ответов на многочисленные вопросы, которые перед специалистом ставит жизнь, а потому немногословный и очень скромный человек, она долго отказывалась говорить о высокой значимости ее научной работы, не соглашалась рассказывать о собственных заслугах, но когда беседа зашла о ее конкретных научных изысканиях, все-таки оживилась. И понятно: выбрав своим поприщем ветеринарную науку, активная общественница Шагиба еще студенткой Азербайджанского сельскохозяйственного института, тогда уже разместившегося в ее родной Гяндже, не раздумывая, использовала первую же возможность перевестись в Московский ветеринарный институт (ныне ветеринарная академия). Знала, что его учебная база предоставляла более широкие возможности для получения фундаментального образования по избранной специальности. Благо, такое желание дочери без колебаний поддержали и родители. Люди образованные и прогрессивно мыслившие, они, кстати, и назвали девочку не каким-нибудь общепринятым именем, а некоей аббревиатурой от названия «Шарг гадынларын бирлийи» (Объединение восточных женщин) – Ша-ги-ба!
В свои 83 года Шагиба ханум с пиететом называет имя ее научного руководителя – крупнейшего ученого, академика Константина Ивановича Скрябина. С его легкой руки студентка из Азербайджана была рекомендована в аспирантуру и с увлечением занялась работой по совсем не популярной в то время среди молодых специальности. И в науке о животноводстве, и в изучении болезней животных и поиске методов борьбы с ними она нашла романтику, окрыляющую человека пытливого ума, подлинного исследователя. Нет, она не называла свою работу, подобно иным коллегам, стремлением обеспечить успех народного хозяйства страны, но не могла не видеть, что ее, по мнению иных, прозаические темы, – конечно же, ничто иное, как существенная забота о благосостоянии соотечественников, как вселенские проблемы выживания человечества. И потому, наверное, внутренне, не на показ, ощущала себя уполномоченным от имени людей вести свои скрупулезные, требующие неимоверной усидчивости и преданности исследования.
Не ожидая при этом наград и поощрений, она воспринимала как поощрения за увлеченность и добросовестность всего лишь собственное удовлетворение.
А ведь оно приходило – как же могло быть иначе, если вслед за защитой высоко оцененной мэтрами кандидатской диссертации о болезнях и содержании водоплавающих птиц то и дело слышала восторженные отзывы. Если за получением диплома доктора наук после защиты в тогдашнем Ленинграде работы на тему «Биолого-бактериологическое обоснование ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, инфицированных группами кишечной палочки» узнавала, что ее данные используются в практике. Да и как можно было оставаться равнодушной к словам о том, что ценность ее работ невозможно переоценить и с точки зрения науки, и в плане заботы о человеческом сообществе вообще!
Известно по заявлениям знатоков, что и по сей день они имеют научно-практическое значение, тем более позволяя восхвалять автора этих исследований, что за такую тонкую и важную работу она взялась первой, не рассчитывая на глобальный смысл ее трудов.
Увлекшись, Шагиба ханум в лицах и деталях рассказывает о своей работе, а меня не покидает мысль о том, что для женщины, у которой в годы учебы в аспирантуре родился сын, а следом за ним - еще трое детей, все это истинный подвиг.
-Как вы справлялись?- спрашиваю собеседницу.
- Знаете, - уверенно отвечает она, - в родительской семье я была старшая и привыкла опекать братьев и сестер. Все как-то само собой получалось… Супруг мой Амир Ахмедов, тоже выпускник Московской ветеринарной академии, был одаренным ученым, микробиологом. По его методам успешно лечили животных. Он писал интересные труды, выступал на различных симпозиумах, его охотно приглашали на руководящие должности в вузах. Так случилось, что, приняв приглашение стать проректором по науке Самаркандского сельскохозяйственного института и совмещая эту работу с заведыванием кафедрой микробиологии, он перетянул в этот узбекский город и меня.
- И вы подчинились?
- Представьте! И хоть в тот момент моей младшей дочери Севиндж, четвертому ребенку в семье, было всего сорок дней, мне даже понравилась такая его безапелляционность. Женщине все же приятно, когда уверенный в своей правоте муж проявляет традиционную твердость.
- И, переехав в Узбекистан, вам пришлось переквалифицироваться в домохозяйки?
- Что вы! Работала проректором Самаркандского кооперативного института Центросоюза и одновременно заведовала там кафедрой микробиологии, санитарной гигиены и биохимии. После защиты докторской в 1965 году получила звание профессора – как вы уже знаете, первой из азербайджанок в этой профессии.
- Но семейные обязанности - как справлялись с ними?
- Не знаю даже, что и сказать… Меня ведь еще два раза подряд избирали депутатом Самаркандского городского совета депутатов трудящихся - это тогда так называлось! Общественницей была…
- А дети?
- Грех жаловаться – они росли не избалованными, ответственными, трудолюбивыми, самостоятельными. Возможно, им помогал пример родителей… Во всяком случае хорошо учились, много читали. Старший сын Низами окончил школу с золотой медалью, сам поступил в Московский институт дружбы народов - его пригласили остаться там работать, защитился. Кандидатами наук стали дочери - врач Гюльджамал и Севиндж. Не ждавшие мелочной опеки, дети наши выросли целеустремленными специалистами и достойными людьми. И в этом мое счастье…
- На примере вашей жизни отчетливо видно, как вообще, а для вас - особенно - важны семейные ценности, традиции, преданность друг другу. Ваш поиск следов погибшего в годы Великой отечественной войны брата Назира тоже часть этого мировоззрения?
- Наверное… Я действительно после извещения о его гибели долгие 30 лет в тайне от членов семьи с надеждой, что сообщение было ошибочным, искала его следы – вела переписку с разными инстанциями и отдельными людьми, ездила, искала, не успокаиваясь.
-И своего добились?
- Да, в 1978 году в Чехословакии нашла. Конечно, не его, но место его погребения. Узнала, что до гибели он пять раз был ранен, но всякий раз возвращался на передовые позиции. Сначала мне показали общее захоронение, а потом дошла и до конкретных сведений: как лейтенант, офицер, он был похоронен в отдельной могиле, и теперь на кладбище в городе Зволен есть плита с надписью «Гаибов Н.И.» - это тоже известный повод радоваться тому, что он не остался безымянной жертвой кровавой бойни с фашистами.
Разговор с Шагибой ханум хочется продолжать и продолжать – бередит душу ее умение с оптимизмом относиться к обстоятельствам жизни, чтить память близких и любить людей, наконец, ее вера в то, что в избранной профессии сумела сказать веское слово - что может быть более ценно и притягательно в человеке?
Вернувшись из Самарканда в Баку, Шагиба ханум Ахмедова как профессор возглавляла кафедру зоологии беспозвоночных животных Азербайджанского государственного университета, откуда и ушла на заслуженный отдых.
Сегодня замечательный член славного рода Гаибовых, окруженная всепоглощающей любовью детей и внуков, на генетическом уровне унаследовавших великую способность делать добро окружающим и хранить семейные традиции, Шагиба ханум с честью и по праву принимает поздравления с женским праздником как достойная представительница прекрасного пола, истинная хранительница домашнего очага, мать, ученый, гражданин, личность, Присоединяясь к этим поздравлениям, мы от души говорим:
- Спасибо вам, дорогая Шагиба ханум, за то, что вы есть!
Галина Микеладзе, 1 news.az