Каримов делает ставку на НАТО в Афганистане
На саммите НАТО в Бухаресте афганский вопрос хотя и обсуждался, но каких-либо громких заявлений сделано не было. Достигнутую договоренность НАТО с Россией о транзите через её территорию наземным транспортом тыловых (невоенных) грузов к разряду сенсационных явно не отнесешь.
Ожидавшийся на саммите запрос афганской делегации к НАТО об увеличении Афганской национальной армии до 120 тысяч солдат и офицеров (с 70 тысяч) то ли не прозвучал, то ли обсуждался исключительно кулуарно.
И все же в Бухаресте по афганской проблеме возникла одна очень интересная инициатива, в случае реализации которой ситуация вокруг Афганистана может существенно изменится. Причем в положительную сторону. Речь идет о предложении президента Узбекистана Ислама Каримова объединить усилия НАТО с контактной группой по Афганистану «6+2».
Группа «6+2» была создана в 1997 году для регионального содействия в урегулировании внутриафганского конфликта. В её состав вошли представители соседних с Афганистаном государств - Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Ирана, Пакистана и Китая, плюс США и России как государств-гарантов.
«6+2» достаточно эффективно действовала в 1997-2001 годы. Группой был разработан ряд общих принципов и подходов к урегулированию внутриафганского политического кризиса под эгидой ООН. В частности, была подготовлена и проведена в Ташкенте в июле 1999 года встреча противоборствующих сторон конфликта и принята Ташкентская декларация «Об основных принципах урегулирования конфликта в Афганистане». На базе этой декларации было принято решение Совета Безопасности ООН относительно путей политического решения афганской проблемы – известного военного конфликта между так называемым Северным альянсом и талибами. А дальше пришли события 2001 года.
Сегодня президент Узбекистана предлагает не просто возобновить переговорный процесс в рамках контактной группы. Каримов пошел дальше. Фактически, он предлагает преобразовать действовавшую до 2001 года группу «6+2» в «6+3», имея в виду обязательное участие в переговорном процессе представительства НАТО. Что понятно, с учетом того, что в Афганистане действуют вооруженные силы этой организации. По мнению Каримова, только участие всех заинтересованных сторон в процессе стабилизации ситуации в Афганистане делает возможным разработку всеобъемлющего плана по восстановлению этой страны.
Предложение Каримова ценно, прежде всего, тем, что в группе «6+2», в отличие и от Организации «Договор о коллективной безопасности» (ОДКБ), и от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), присутствует Туркмения.
На сегодняшний день Туркмения в Афганистане становится одним из наиболее активных его экономических партнеров. В первую очередь усилиями Ашхабада реанимируется идея строительства трансафганского газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Уже в ходе его реализации в Афганистане будут созданы тысячи рабочих мест. В Кабуле этот проект получил безусловную поддержку.
Проект газопровода был выдвинут ещё в 90-е годы президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым. И хотя и Пакистан, и Индия тогда гарантировали закупу газа, из-за гражданской войны проект пришлось заморозить. Сейчас, судя по всему, ситуация меняется в лучшую сторону. Буквально на днях Индия и Туркмения подписали в Ашхабаде меморандум о взаимопонимании в области добычи газа, и уже в ближайшие дни Индия намерена официально войти в состав участников проекта.
Ашхабад также поддерживает Кабул в идее создании «железнодорожного кольца» вокруг Афганистана, которое объединило бы уже существующие в регионе магистрали.
Наконец, на сегодняшний день Туркмения входит в число и основных поставщиков электроэнергии в Афганистан. Кроме того, туркменские энергетики построили и отремонтировали более 300 километров ЛЭП в северных, западных, а по некоторым источникам и в юго-западных афганских провинциях. Этот факт примечательный уже сам по себе. И вот почему.
Помимо общей задачи по содействию в укреплении властных полномочий правительства Афганистана на всей территории страны международные силы ISAF под командованием НАТО занимаются и проблемами восстановления страны. В ISAF созданы специальные провинциальные восстановительные команды (ПВК), в составе которых помимо военных находятся и гражданские специалисты. С достаточной долей уверенности можно предположить, что привлечение подобных ПВК из центральноазиатских республик ничуть не испортило бы общей картины.
Но главное достоинство предложения Ислама Каримова в другом.
НАТО, с целью улучшить ситуацию в Афганистане на региональном уровне, на сегодняшний день активно сотрудничает с Пакистаном. В частности, в вопросах охраны пакистано-афганской границы и обмена разведданными. Для этого создана специальная Трехсторонняя комиссия (Афганистан, Пакистан, ISAF).
Возникает естественный вопрос: почему бы не создать такие же Трехсторонние комиссии с другими участниками «6+2»? Ведь вряд ли Таджикистан, Узбекистан и Туркмения откажутся от такой перспективы. Судя по всему, в Брюсселе ещё не оценили в полной мере предложение Ислама Каримова. Но ведь оно только что выдвинуто.
Петр Гончаров, политический обозреватель «РИА Новости»
Публикуется в рамках сотрудничества РИА Новости и 1news.az