Вячеслав Никонов: «У России с Азербайджаном нет таких проблем, которые есть, например, с той же Грузией»
Эксклюзивное интервью 1news.az с президентом фонда «Политика», известным российским политологом Вячеславом Никоновым
-Как вы оцениваете нынешние отношения России с постсоветскими странами?
- Отношения с постсоветскими странами у России, можно сказать, выстроились ровно. Правда, иногда возникают противоречия Москвы с Украиной, Грузией и прибалтийскими странами, но в целом я не назвал бы эти отношения хорошими, однако, по крайней мере и не конфликтными. Например, отношения с Украиной сейчас выровнились, по восходящей развиваются российско-молдавские связи. Устойчивы и стабильны отношения с Азербайджаном. Что же касается всех остальных бывших республик, то здесь налицо очевидная позитивная динамика, и это касается также Казахстана с Туркменистаном, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. А с Арменией у нас вообще, можно сказать, нет проблем.
-Значит, СНГ ничего не угрожает?
- На мой взгляд, СНГ вообще ничего не угрожает. Существует десятилетиями, а то и больше и есть гораздо более бессмысленные организации. СНГ - это такая региональная структура. Это уже не структура интеграции, да. Для интеграции экономической есть ЕврАзЭС. Это не военная интеграция. Для этого есть Договор о коллективной безопасности. Это региональная организация, это одна из таких площадок, где можно встретиться. В этом смысле я считаю эту организацию полезной.
- Перейдем непосредственно к российско-азербайджанским отношениям. Как вы оцениваете их нынешнее состояние?
- Эти отношения в последнее время действительно улучшились. У наших стран нет таких проблем, которые есть, например, с той же Грузией. На мой взгляд, Азербайджан, несмотря на его участие в ГУАМ, все-таки не стремится портить отношения с Москвой. Между Россией и Азербайджаном сейчас существует стратегическое партнерство, которое основано на общности культуры двух стран, на огромном взаимопонимании. Поэтому я считаю эти отношения нормальными и хорошими и эту тенденцию нужно продолжать.
- Как вы думаете, как избрание Дмитрия Медведева президентом России отразится на российско-азербайджанских отношениях?
- Я полагаю, что никак не отразится, поскольку в основе отношений между Россией и Азербайджаном лежат долгосрочные интересы сторон, взаимные симпатии руководителей и целый массив подписанных соглашений. Все это придает уверенность в том, что отношения между нашими странами будут развиваться по восходящей, в прежних параметрах, без всяких резких колебаний в ту или иную сторону. Так что я ожидаю преемственности во внешней политике.
- Но несмотря на это Россия не стала голосовать в ООН за азербайджанскую резолюцию по Нагорному Карабаху.
- Разве мы были единственной страной, которая выступила против? Нагорный Карабах - это один из примеров не решаемых конфликтных международных ситуаций. Просто есть конфликты, которые не решаемы, и Карабах явно один из них. То есть там, в принципе, не может быть решения, которое удовлетворило бы обе стороны, это исключено. Роль России в этом процессе на самом деле минимальная, как и роль любого посредника в таком процессе. Исходя из этого, я не стал бы обвинять Россию. Россия поступает так, чтобы быть нейтральным посредником, а это самое трудное.
- Но в Азербайджане существует мнение, что в России часто превалирует проармянская позиция.
- Рассмотрение этой позиции РФ со стороны Азербайджана как проармянской ошибочна. Конечно, Россия более внимательно слушает Армению, поскольку Ереван принимает участие в проектах, инициированных РФ, к примеру, ОДКБ, у России серьезные инвестиции в этой стране, чего не скажешь об Азербайджане. Тем не менее, мы хотим построить ровные отношения со всеми странами Южного Кавказа, и Азербайджан с этой точки зрения для нас важная страна.
- Россия выступает против вовлечения постсоветских стран в НАТО. Вам не кажется, что Россия тем самым вмешивается в дела суверенных стран, которые сами вправе решать, в какую организацию или блоки им вступать?
- А разве вам понравилось бы, например, чтобы вашу страну окружили и ставили вам условия? Так и Россия не хочет этого, и думаю, что каждое уважающее себя государство поступило бы так же. Для нас вступление Грузии и Украины в НАТО представляет экзистенциональную угрозу. Вопрос членства этих двух стран в НАТО для России - вопрос национальной безопасности. Эта та красная черта, за которую переходить нельзя. Нужно объяснить нашим западным партнерам, к чему это может привести, и четко заявить: в этом случае вряд ли будет возможно продолжение отношений между Россией и НАТО. А так в остальном мы уважаем суверенитет и независимость всех стран и просим, чтобы они уважали и наши интересы.
Э.Р