Верить ли словам Буша о прогрессе в Ираке?
В стабилизации ситуации в Ираке за последний год достигнут «существенный прогресс» – таков главный посыл речи президент США Джорджа Буша.
Он произнес ее 10 апреля, день спустя после того была отмечена пятая годовщина падения Багдада, и по завершению слушаний в Конгрессе США по ситуации в Ираке. Слова президента прозвучали на фоне непрекращающихся сообщений о новых столкновениях и терактах в этой стране.
По словам Буша, стратегия временного увеличения численности войск США в Ираке, принятая в начале 2007 года, себя полностью оправдала. И хотя ситуация в этой стране в сфере безопасности остается еще достаточно «хрупкой», но в целом можно говорить о произошедшем «стратегическом сдвиге» к лучшему.
Однако смогли ли слова Буша убедить кого-нибудь, кроме его ближайших соратников?
Во время слушаний демократы, контролирующие обе палаты
Конгресса, подвергли резкой критике политику президента США в Ираке. К ним присоединился и ряд представителей республиканской партии. Основной вывод конгрессменов – тактические успехи американских военных не могут затмить тот факт, что ситуация в сфере безопасности Ирака по-прежнему остается весьма напряженной. Не решен главный вопрос – достижение национального примирения между различными политическими группами внутри Ирака. Иракское правительство не несет в достаточной мере ответственности за происходящее в стране.
И как бы президент и другие высокопоставленные чиновники не убеждали конгрессменов, а вместе с ними американских избирателей, что в ситуации в Ираке произошел «стратегический сдвиг», цифры потерь выглядят пугающими. Это в ходе слушаний в Конгрессе не мог не признать командующий американским контингентом в Ираке Дэвид Петрэус. Вопреки своим заявлениям о наметившемся прогрессе, он отметил, что в Ираке возросло число
жертв среди мирного населения, и, кроме того, «до настоящего времени в
Ираке не удалось устранить коренные причины возникновения конфликтов, в том числе на религиозной основе».
Умолчать об этом Петреус не мог никак, ибо буквально накануне слушаний ситуация в Ираке резко обострилась из-за операции, инициированной в конце марта иракским правительством, целью которой было разоружение формирований шиитского лидера Муктады ас-Садра. Операция осуществлялась при помощи американских и британских военных, хотя ее разработка, по данным СМИ, проводилась иракцами самостоятельно. И до сих пор американские военные и политики не могут четко сказать – были ли она удачной. Также как нет ответа на вопрос: то, что происходит сейчас в Ираке – это агония боевиков и террористов всех мастей перед тем, как окончательно сдать свои позиции (любимый тезис Буша) или же очередной виток насилия, которому не видно конца?
В любом случае рассуждения о том, временное ли это обострение или хронический кризис, меркнут, когда и в США, и в Ираке в эти дни подводят итог прошедших пяти лет.
Как раз к годовщине начала войны в Ираке число погибших в этой стране американских военных превысило четыре тысячи человек, около 60 тысяч ранены. Война обошлась американцам в 2,7 триллиона долларов, а перспектива будущих дивидендов от вложений в Ирак выглядит пока весьма туманной. Естественно, что на таком фоне для американцев, умеющих считать деньги и ценящих жизни своих сограждан, блекнут любые заявления об успехах в Ираке – как в сфере безопасности, так и в сфере экономики.
Хотя они, безусловно, имеют место. И было бы несправедливо обвинять иракское правительство в полном бездействии.
Так, в интервью «Вашингтон пост» вице-премьер Ирака Бархам Салех заявил, что ежегодный уровень базовой инфляции сократился с 36% в конце 2006 года до 14% в марте 2008. Кроме того, иракское правительство в настоящее время самостоятельно финансирует почти все восстановительные работы в стране и покрывает значительную долю расходов на содержание своих сил
безопасности.
Но опять же эти суммы, исчисляемые в сотнях миллионов долларов, несоизмеримы с продолжающими расти расходами США на Ирак. А ведь у Вашингтона есть и другие заботы, в том числе Афганистан – там тоже нужны деньги, и нужны военные ресурсы.
Тем более, что слова Бархама Салеха, так же как и другие факты о восстановлении тех или иных экономических объектов в Ираке и контроле иракским правительством ситуации в девяти провинциях, теряются среди других сообщений – о постоянных столкновениях в Багдаде, обстрелах «зеленой зоны» - самого защищенного района в иракской столице, да и, наверное, во всем Ираке. Не лучше и экономические новости. По данным телеканала «Аль-Джазира», собранных специально к пятой годовщине войны в Ираке, почти треть 27-миллионного населения Ирака живет за чертой бедности. Более 60% трудоспособных иракцев - безработные. В стране процветает коррупция. Ежегодно, по данным телеканала, Ирак теряет более четырех миллиардов долларов «из-за махинаций со средствами, выделенными на восстановление страны».
Безусловно, можно обвинять «Аль-Джазиру» в предвзятости, как это делают и в США, и в арабском мире. Но статистика говорит сама за себя, особенно статистика человеческих жертв.
Итог пяти лет войны для Ирака - около миллиона граждан страны убито, более трех миллионов ранены, два миллиона бежали за границу, и еще 2,5 миллиона внутренних мигрантов - тех, кто был вынужден покинуть свои дома и переселиться в более безопасные районы внутри страны или районы, соответствующие их этно-конфессиональной принадлежности. И здесь никак не может служить утешением то, что в марте 2007 года в Ираке погибло 1861 мирных жителей, а в этом марте – «всего» 923. Ведь никто не знает, что произойдет в апреле, в мае, да просто завтра…
Война в Ираке «трудна, но не бесконечна». Так завершил свое выступление Джордж Буш. Но когда ей придет конец, не может сказать никто, включая нынешнего американского президента. Так же как никто не знает, какую цену придется Америке заплатить еще, вопреки достигнутому прогрессу.
Мария Аппакова, обозреватель «РИА Новости»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости