Термины «национализм» и «националисты» в дискурсе Президента
29 марта Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев обратился к азербайджанскому народу по весьма значимому поводу.
31 марта - День геноцида азербайджанцев - дата, облитая горечью страданий и потерь, дата, по-своему связующая времена событиями, которых могло бы не быть, если бы не армянский этнократический национализм.
«Агрессивные армянские националисты, - говорится в обращении Президента, - на протяжении почти двух столетий осуществляли политику геноцида против нашего народа». Президент напоминает о фактах геноцида в ХХ столетии: резне в 1905 и 1918 годах, изгнании азербайджанцев с их исконных родных мест, депортации в 1948-1953 годах, наконец, о событиях 1988-94 годов, сопряженных со словом «Нагорный Карабах». Президент Азербайджана дает резкую отповедь тем, кто спекулирует историческими фактами для того, чтобы обелить свои деяния. Они прикрываются затертыми словечками о «праве» и «свободе» в непременной привязке к понятию «территории».
Президент называет вещи своими именами: это все примеры «идеологической, военной и культурной агрессии» против азербайджанского и турецкого народов. Сегодня националисты, обладая «богатым опытом… политико-идеологических диверсий и дезинформации… ведут во всем мире пропагандистскую войну. Они пытаются ввести мировую общественность в заблуждение, заставить ее забыть об оккупации азербайджанских территорий».
У этой политики есть порочная сердцевина - это поощрение национальной и религиозной конфронтации. Все мы свидетели того, как действуют люди определенного пошиба, доведя до высочайшей точки раздраженности свою фантазию, - она рождает химеры вроде «тюркоазерского фашизма», «кочевничества «азерцев» и прочего постыдного вздора. В этом мирке воспаленного воображения бытует убежденность, что главное - это они сами: этнократы, движимые племенным эгоцентризмом.
Президентские обращения обладают подобающим таким текстам достоинством: связностью, логичностью, последовательностью в суждениях. В них, разумеется, отражается культура государственного мышления современного Азербайджана. Однако мы хотим подметить и другое достоинство этого текста, очень важное: оно порождено тем, что Президент уточняет политический язык и, тем самым, кладет начало умной завязке нового политического сюжета. Речь идет о кратолексике - совокупности терминов и понятий властной практики. Сегодня она насчитывает свыше 5 тыс. слов. Из них сотни терминов интернациональной лексики, которые дают народам возможность понимать друг друга без переводчиков и словарей. Таковы «демократия», «республика», «федерация», «президент», «сенат», «парламент», «инаугурация», «спикер», «акт» и т. д. К таковым относится термин «национализм» - политический, либеральный, гражданский и этнократический.
Следует отметить, уточнение в политическом языке - исключительно актуальное занятие. Эта процедура работает на справедливую борьбу азербайджанской нации. Мы не привыкли обращать должного внимания на многие частные явления, из которых, собственно, слагается история в ее политическом измерении.
«Дайте нам «точку зрения», и мы поймем действительность!», - писал известный русский мыслитель Петр Струве. В азербайджанской точке зрения прописывается понятие «национализм», - теперь это очевидно и она, эта очевидность, «снабжена» высоким авторитетом главы государства. Президент говорит о политиках националистической ориентации, он акцентирует внимание на такой черте армянского национализма, как агрессивность. «В 1988 году армянские националисты… развязали открытую агрессию». Эта агрессивность архаична, потому что направлена против главной тенденции современного мира - «всесторонней интеграции» стран, которая невозможна без «стабильности и миропорядка в регионе».
Архаичность армянского национализма безошибочно указывает на его этническую ограниченность, на этнонационализм. Армянский этнонационализм выстраивает идентичность армянской нации на основе судьбинных наследуемых черт, к которым относятся общее этническое происхождение, язык и религия. Подразумеваются, естественно, исключительно армяне. Этнонационализм имеет оппонента в лице политического, или либерального национализма. К политической нации относятся все граждане вне зависимости от их этнического, расового или религиозного происхождения. Можно сказать, что это различение долго оставалось на периферии внимания азербайджанской политической мысли. Это объясняется неприятием понятий, заподозренных в схожести с отвергнутым марксизмом-ленинизмом.
Зачарованность либертарной лексикой - это сегодня доминантное явление, необходимый элемент модной фразеологии. В наличии глобальный идеологический климат, как проявление экспансии Евроамерики, - он не благоприятствует оригинальному и самобытному творчеству незападных наций. Достаточно вспомнить нервную реакцию Запада на попытки разработать национальные модели демократии в России, Казахстане и некоторых других постсоветских странах.
Применение термина «национализм» Президентом Ильхамом Алиевым полагает свое объяснение и здесь надо сказать следующее. Личность с самостоятельным умом, достигнув умственной зрелости и создав каркас основных убеждений, бывает навсегда проникнута их существенным содержанием, и эта основа всех мнений остается у нее навсегда, как бы ни менялись факты. Но при этом не нужно считать изменой убеждениям, если личность переакцентирует внимание на понятиях, казалось бы, вышедших из употребления, - в нашем случае на «национализме». Если не будет такой работы ума, то политик может получить репутацию отсталого политика, не переставая быть верным своим убеждениям.
Присущее Президенту динамичное сочетание фундаментальных интуиций проявляет себя и в данном случае. За плечами Ильхама Алиева - один из лучших вузов страны, гордившейся высочайшим уровнем массовой грамотности. Столичная выучка, кругозор и культурность - эти неосязаемые понятия основательно формируют человека на всю его жизнь, задавая программу культуроемких ориентаций и самообразовательных навыков. Надо признать: в образовательном арсенале Президента наличествует марксистская парадигма с ее европейским рационализмом, методологической стройностью «большой теории». И последующий интеллектуальный опыт Президента не мог стереть эту парадигму и, в особенности, ее методологическую компоненту. Достаточно обозреть речи Президента, чтобы обнаружить мыслительные формы, которые свидетельствуют: Ильхам Алиев пользуется опытом критики рыночной экономики и правовых процедур, именуемых демократическими. Президент держит в поле зрения результаты рыночного «безудержа» - они находят отражение в катастрофическом неравенстве имущественных статусов в динамично «развивающихся» странах. Речь, конечно, идет о критике отдельных проявлений рыночной экономики, политики международных структур и национальных государств.
Президент обращается к своему опыту и возвращает в политический оборот понятия, задвинутые практикой нового мироустроительства после 1991 года. Впервые о национализме Ильхам Алиев, в бытность Президентом, сказал 25 февраля 2005 года на встрече с председателем Палаты депутатов парламента Италии Пьерфердинандо Казини. Главным препятствием на пути регионального сотрудничества, сказал Президент, является политика, проводимая армянскими националистами, - политика этнической чистки и сепаратизма. Об агрессии «Армянского государства и армянских националистов» он говорит 21 июня того же года на расширенном совещании по проблемам беженцев.
5 сентября 2006 года Президент на встрече с участниками расширенного заседания Международного совета российских соотечественников отметил вредоносность этнонационализма: «Проявления национальной обособленности, национализма никогда не вели к прогрессу. В тех местах, где это культивировалось или же насаждалось, страны сталкивались с большими проблемами, страдали». Ранее, в марте 2006 года глава Азербайджанского государства обозначает конкретных носителей армянского национализма. 8 марта Ильхам Алиев выступал в Токийском Институте международных отношений. Он сказал, что «бывший президент (Тер-Петросян. - Т. А.) выступил с заявлением и написал статью о том, что мы должны уяснить для себя ситуацию. Мы должны (говорил Тер-Петросян. - Т. А.) положить конец этой ситуации, то есть уразуметь, как важно положить конец оккупации. Это отвечало интересам армянского народа. Однако националистические группы («nationalist groups») совершили в Армении государственный переворот и низложили Президента».
«Националистические группы» - это карабахские милитократы, узурпировавшие власть в Армении в серии репрессивных целеполаганий. Одним из объективных итогов хозяйничанья милитократов явилось вызревание и политическое оформление противоречий в армянском истеблишменте между «карабахцами» и «ереванцами».
26 октября 2007 года, в канун 27 октября, даты убийств в парламенте в 1999 году, Тер-Петросян прилюдно заявил, что миролюбивые заявления карабахской клики Кочаряна есть дешевый блеф. Милитократы надеются сохранить статус-кво, наивно полагая, что «рано или поздно международное сообщество должно смириться и признать независимость НКР». 16 ноября 2007 года Тер-Петросян впервые покаялся перед народом Армении за свою «самую большую ошибку», - за то, что «привез в Армению Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна» и обещал впредь не допускать «воспроизводства нынешнего бандитского режима».
Тер-Петросян повел свою выборную кампанию при опоре на фактор времени. «Сегодня, - говорил он, - мы уже не выдерживаем конкуренции с Азербайджаном, с каждым годом мы отстаем по росту экономических показателей. Если во время начала военных действий в Нагорном Карабахе мы с Азербайджаном находились приблизительно на одном уровне, то сегодня между нами большая пропасть». Слова Тер-Петросяна о том, что «если мы допустим, чтобы так продолжалось, мы получим войну», - отражают реальные опасения ереванских армян, чьи экономические интересы сильно ущемлены пришлыми милитократами из «Еркрапы» и их Республиканской партии. Решение вопроса, по мнению ереванских армян, предполагает выработку компромиссов - равновыгодности условий соглашения. Тер-Петросян заявляет, что для него нагорно-карабахская проблема изначально была не вопросом территорий, а вопросом нарушения прав человека и что будто бы неприемлемость нахождения «НКР» в составе Азербайджана связана не с невозможностью совместного проживания азербайджанского и армянского народов, а в том, что власти Азербайджана не в состоянии обеспечить безопасность карабахского народа.
Феномен Тер-Петросяна, будучи социально-экономическим и политико-идейным образованием, примечателен открывающимися возможностями для мирного разрешения Нагорно-Карабахского конфликта. Правозащитная риторика Тер-Петросяна объективно работает на принципы политического, (либерального, гражданского) национализма, образующего мировоззренческий остов Азербайджанской Республики. Опасения по поводу «оранжевости» сторонников Тер-Петросяна также не актуальны. Она должна беспокоить иные страны, но не Азербайджан, проводящий независимый внешнеполитический курс, подкрепляемый растущими финасово-экономическими ресурсами.
Азербайджан воспринимается как пространство сотрудничества и толерантности. Эта фраза из президентского обращения 29 марта 2008 года отражает как национальную ментальность Ильхама Алиева, так и наработанные всей жизнью навыки межнациональных отношений. Здесь заключены глубинные основания употребления Президентом понятий «национализм» и «националистический». Отсюда - замирительные нотки в обращении: «Мы не намерены использовать факты геноцида для разжигания вражды и ненависти к другим народам. Мы лишь хотим восстановления исторической справедливости и правды, гарантий того, что подобные трагические события нигде в мире больше не повторятся».
Сегодня в Нагорном Карабахе рядовой человек, пребывающий в трясине обыденщины, помнит и лучшие времена. Ведь вражда азербайджанского и армянского народов в ХХ веке предстает лишь эпизодами на фоне столетий мирного сожительства на Южном Кавказе. Сегодня будущее карабахского армянина никак не обеспечено: он полон тревог, живет в пригнете тяжелейших обстоятельств, не имея возможности гласно сомневаться в правильности курса, навязанного ему боевиками. Ему лживо втолковывают, что альтернативы кроме стояния в окопе нет.
Но альтернатива существует. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, говоря о национализме и националистах, обозначает политическую философию Азербайджанского государства. Это, в частности означает, что армянин не является врагом азербайджанца, что враги народов Южного Кавказа - националисты-этнократы. Армяне Нагорного Карабаха, будучи гражданами Азербайджанской Республики, имеют все гарантии на полнообъемное использование своих прав.
Азербайджанская государствостроительная культура - это синтез знаний, навыков и опыта народов, населявших Азербайджан. Азербайджанская политическая, то есть гражданская нация складывалась десятилетиями мирного сожительства народов. «Государство тем богаче, чем больше народов оно объединяет, ибо каждый из них вносит в мировую культуру и цивилизацию свою лепту», - это выражение Гейдара Алиева отражает судьбинную природу современной Азербайджанской государственности. Азербайджанская Республика подразумевает наличие единой нации как результат гражданско-политического самоопределения народов Азербайджана. Государство, в котором этносы не объединены в политическую нацию общим национальным интересом и надэтнической идеологией, если и может существовать, то только в кризисном состоянии. Националистическому авантюризму, питаемому исторической мечтательностью, - интеллектуальной невменяемости этнократизма - противопоставляется идеал азербайджанской политической нации. Согласно этому идеалу Азербайджан был, есть и будет общим домом всех населяющих его этносов.
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции