Раффи Ованнисян: «Необходимо, чтобы все стороны воздержались от шагов, предопределяющих окончательный статус Нагорного Карабаха»
Эксклюзивное интервью 1news.az с лидером партии «Наследие», депутатом Национального собрания, бывшим главой МИД Армении Раффи Ованнисяном
- Г-н Ованнисян, какие шаги необходимо предпринять для смягчения напряженности в политической ситуации Армении?
- Для смягчения нынешней напряженности важным предварительным условием я считаю проведение независимого, внушающего доверия расследования событий 1 марта в Ереване, освобождение арестованных, полноценное восстановление конституционного права на свободу слова и собраний и преодоление раскола между властями и обществом. А для этого должны встретиться два важных политических деятеля и по-мужски, по-армянски, обсудить ситуацию.
За это время необходимо выполнить шаги, направленные на реализацию резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а после этого, почему бы и нет, говорить о проведении новых парламентских выборов в Армении. У нас есть два месяца для осуществления шагов.
Наша партия готовит необходимую комплексную программу для вышеназванного диалога, которую мы представим в ближайшие дни.
Я надеюсь, что в ближайшее время возможной будет встреча между Левоном Тер-Петросяном и Сержем Саркисяном.
- Недавно парламент Армении не включил в повестку дня заседаний представленный вашей фракцией законопроект о «Признании независимости Нагорного Карабаха», считая, что этот документ, кроме неприятностей никаких дивидендов Армении не принесет. Вы согласны с этой оценкой?
- Законопроект о признании «Нагорно-Карабахской Республики» мы представили в конце августа прошлого года. Потребовалось 8 месяцев, чтобы состоялось обсуждение по поводу того, стоит ли включать его в повестку дня или нет. В течение этих 8 месяцев мы услышали различные оценки, приклеивание ярлыков и теории, но смолчали.
Поскольку хотели, чтобы этот вопрос обычным своим ходом в соответствии с регламентом Национального собрания прошел все инстанции, в том числе и обсуждения в комиссиях. Два раза этот вопрос был отложен, один раз на 90 дней, другой раз на 30 дней.
Но эти 120 дней превратились в 8 месяцев. И за это время мы не получили ответ на наш вопрос. Там не было ни запроса, ни популистской акции. Мы тихо-молча ждали. Мы считали и сейчас считаем, что «Нагорно-Карабахская Республика» после провозглашения независимости не должна рассматриваться и обсуждаться в контексте с Косово. На мой взгляд, независимость «НКР» не должна быть признана в соответствии с красиво звучащим «правом наций на самоопределение», поскольку «НКР» в соответствии с действующими советскими законами сама не только самоопределилась, но и провозгласила свою независимость на основе референдума, обратившись к странам мира признать ее.
Я имел честь в марте 1992 года от имени Республики Армения в Хельсинки принять в рамках ОБСЕ тот процесс, который ныне называется Минским. Но сейчас там есть один пробел. Необходимо, чтобы все стороны конфликта, в том числе власти Нагорного Карабаха, а также страны–посредники воздержались от всяких заявлений или шагов, которые предопределили окончательный статус Нагорного Карабаха. Но посмотрим, что происходит сейчас и что говорит о статусе Нагорного Карабаха Азербайджан или президент этой страны. Он уже предопределяет статус НК. Мы видим, что и посредники, насколько бы они ни были уважаемы и насколько бы Армения конструктивно не подходила ко всем их инициативам, тоже предопределяют статус «НКР». То же самое при встрече я говорю им, что «когда вы говорите о территориальной целостности Азербайджана, вы предопределяете исход переговоров». Вы видите, что Азербайджанская Республика начиная с фронтов и кончая Страсбургом и Нью-Йорком пытается провалить переговорный процесс и повести его в иную сферу.
Параллельно мы видим, какой процесс идет по признанию Косово. И здесь четко видно, что это предложение не является инициативой фракции «Наследие» или Раффи Ованисяна. Здесь оставим в стороне зависть, зло и другие чувства, я обычно прощаю людям, которые говорят злые вещи, но это не проблема одной партии или одного человека, это – общенациональная цель. Суверенитет Нагорного Карабаха провозглашен на основе международного права. То есть уже существуют содержательные основы, а Национальное Собрание это та трибуна, где с включением этого вопроса в повестку дня можно было лишь констатировать существующие реалии.
- Но не кажется ли вам странным, что весь политический спектр страны – парламентские, внепарламентские, проправительственные и оппозиционные силы - не подержал вас в этой инициативе?
- Я считаю, что превалирующее большинство населения Армении поддерживает нас и конкретно этот законопроект. Помимо нас за этот законопроект проголосовало еще 8 депутатов, которые не подчинились каким-то поручениям. Это голосование нельзя назвать содержательным, это было лишь предложение о включении в повестку дня. Мы говорим о разрушении стены недоверия, вовлечении общества в общественную жизнь страны. Но именно общество должно выйти из этого отчуждения и участвовать в этом обсуждении.
Пускай все точки зрения будут подняты в этой сфере и после этого, особенно когда Азербайджан в последнее время взял на вооружение такую воинственную политику, Национальное собрание своим обсуждением поддержало бы государственных переговорщиков и национальные интересы. А почему нет этого понимания у других, я могу объяснить. Во всех случаях, я считаю, что это было очень важным примером и, в конце концов, не важно, кто этот законопроект представляет. Существенным является то, чтобы весь народ Армении стал участником этого процесса.
Чтобы он не был отчужденным или поляризованным как в вопросе защиты своих свобод, так и решении общенациональной проблемы Нагорного Карабаха. Это, на мой взгляд, также отражает сегодняшнюю ситуацию и вызовы – власти должны открыть свои двери и сделать вопрос Арцаха собственностью общества.
- Обсуждается ли вопрос избрания на пост вице-спикера парламента Армении от фракции «Наследие»?
- Нет, не обсуждается. Я из газет узнал про это. Во всяком случае, я могу сказать, что подожду до 10 мая – что представит рабочая группа при аппарате президента по следам резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы. И какое предложение будет от президента.
-А зависит ли это от назначения на должность вице-спикера в парламенте?
- Зависит настолько, что «Наследие» само будет представлять комплексную программу по преодолению этого кризиса и в этом документе содержится программа по разделению ответственности в Национальном собрании, где будут предложения не только относительно должностей, но и возвращения всей государственной системы, институтов народу.
Г.А., собкор 1news.az в Армении