Гудрет Гасангулиев: «ПНФЕА будет участвовать в выборах президента»
Эксклюзивное интервью 1news.az c председателем Партии Народного фронта единого Азербайджана Гудретом Гасангулиевым
- После принятия изменений и дополнений в Избирательный кодекс без учета предложений оппозиции ряд оппозиционных партий, ранее склонных к участию в президентских выборах, стали переходить в стане сторонников бойкота. Какова же ваша позиция?
- Безусловно, игнорирование предложений оппозиции относительно Избирательного кодекса – плохой признак, и я его осуждаю, но это не значит, что оппозиция должна отказаться от участия в выборах. Демократическое законодательство не означает, что выборы будут проведены демократично, и наоборот, отсутствие демократических положений в законодательстве не означает невозможности проведения демократических выборов.
Главное – как соблюдается избирательное законодательство. В законе не сказано, что результаты выборов должны фальсифицироваться, - напротив, там говорится, что голоса подсчитываются, утверждается протокол и тому подобное. Да, я согласен с тем, что внесенные в Избирательный кодекс изменения ограничивают возможности для пропаганды, об этом я сказал, выступая в парламенте. Но отмена пакетов, сокращение сроков выборов со 120 до 75 дней – шаги приемлемые, в целом отвечающие европейским стандартам. Кроме того, демократическое проведение выборов требует сотрудничества партий и политической воли правительства – без этого бесполезны любые изменения и дополнения в Избирательный кодекс.
В 1995 году я выдвинул кандидатуру по Бинагади-Насиминскому избирательному округу №23. Перед началом подсчета голосов всех моих наблюдателей вытолкали с избирательных участков, хотя по закону наблюдатель справе присутствовать на участке до конца. На некоторых участках избирательные урны погрузили в полицейские машины и куда-то увезли. Так что, если закон открыто нарушается, то какая разница, что в нем написано? Таким образом, оппозиция должна участвовать в выборах в любом случае и постараться помешать фальсификациям. Если для этого нет возможности, вернее, государственные органы не позволяют сделать это, то, по крайней мере, можно сообщить на конкретных фактах общественности и международным организациям. Если ты не участвуешь в выборах, то, как можешь направить своих наблюдателей? Если оппозиция не станет участвовать, и обществу будет навязываться точка зрения одной стороны – Партии новый Азербайджан, выиграет ли от этого наш народ? На днях я прочел заявление председателя верховного меджлиса Партии Народного фронта Азербайджана Гуламгусейна Алибейли: «Мы ничего не выиграем, примем ли мы участие в выборах или не примем».
Я же считаю, что участие в выборах дает определенный выигрыш: по крайней мере, мы можем представить общественности альтернативные программы. Без этого люди окончательно превращаются в манкуртов, отжившее советское тоталитарное мышление окончательно завладевает их умами.
- Если преобладающее большинство оппозиции, включая и «Мусават», примет решение о бойкоте, то повлияет ли это на происходящее?
- Это в любом случае негативный факт. Международные организации в своих отчетах напишут, что из-за отсутствия демократических условий накануне выборов в Азербайджане некоторые партии бойкотировали выборы. Это не поможет развитию демократизации в стране. Поэтому, считаю, участвовать в выборах нужно. И «Мусават», и партии, входящие в блок «Азадлыг», должны еще раз всесторонне обдумать этот вопрос.
- Известно, что ведущие оппозиционные партии поддерживают тесные связи с определенными зарубежными кругами и нередко согласовывают с ними свои решения. Могут ли эти круги отвратить оппозицию от бойкотирования выборов?
- Да, я целиком разделяю это ваше мнение. Думаю, что международные организации подтолкнут часть оппозиции, выступающую сторонником бойкота, к участию в выборах. Не исключено, что немногие партии останутся на своей позиции, и главным образом в силу скудости их шансов. Говорю совершенно откровенно, что в нынешних условиях у них нет возможности набрать 40 тысяч подписей для участия в избирательной кампании. Бойкотируя выборы, эти партии лишь маскируют свое реальное положение. И Али Керимли, и Лала Шовкет, и Али Алиев – сегодня рядом с каждым из них считанное число людей. Руководимые им партии известны лишь благодаря их именам и по сути пришли в полный упадок. Наряду с этим, некоторые партии могут пойти на выборы под нажимом международных организаций, поскольку не имеют возможности ослушаться их.
- Будет ли руководимая вами партия участвовать в выборах и выдвинет ли своего кандидата?
- Общее настроение в партии таково, что нужно выдвинуть своего кандидата в президенты. Но в то же время мы ведем переговоры с рядом партий, которые пока не определились с участием в выборах, и если эти переговоры дадут положительный результат, то верховный меджлис может рассмотреть этот вопрос. Но так ил иначе, в выборах мы участвовать будем.
Кямиль Хамзаоглу